Уютно расположившись в чаше живописных холмов на западе Южного Урала, город Усть-Катав (Челябинская область) сочетает богатую промышленную историю, уникальные природные достопримечательности и удивительную провинциальную атмосферу. Основанный в 1758 году как посёлок при железоделательном заводе симбирскими купцами Твердышевыми и Мясниковым на землях башкир , сегодня он известен далеко за пределами России.

Город в цифрах и фактах
- География: Расположен у слияния рек Катав и Юрюзань, в 260 км от Челябинска и 144 км от Уфы . Центр окружён холмами, создающими амфитеатр.
- Население: Около 21-23 тыс. человек (2023-2025 гг.) , с тенденцией к постепенному снижению.
- Транспорт: Через город проходит Транссибирская магистраль (станция Усть-Катав), а в 1 км южнее — федеральная трасса М5 «Урал» .
- Статус: Признан моногородом с сложным социально-экономическим положением.

Исторические вехи: От железа до трамваев
- Основание и Пугачёвщина: Завод начался с лесопилки и пристани, перерабатывая чугун соседних заводов в железо. Жизнь посёлка трагически переплелась с Крестьянской войной Е. Пугачёва: в 1774 году отряд Юлая Азналина (отца Салавата Юлаева) сжёг завод дотла . К концу 1775 года его восстановили.
- Эпоха Белосельских-Белозерских: После основателей заводом долго владела княжеская семья. Их продукция — кричное железо, сталь, гвозди — высоко ценилась, даже демонстрировалась на Всемирной выставке в Лондоне (1862 г.) .
- Бельгийский след и вагоны: В 1899 году завод арендовало бельгийское акционерное общество, преобразовав его в вагоностроительный. Появился посёлок «Колония» для иностранцев (ныне район Первомайский) и знаменитый
- «Французский мост» (1913-1914 гг.), построенный бельгийцами (назван так из-за языка общения) без единого сварочного шва.
- Становление города: В 1942 году, в разгар Великой Отечественной войны, после эвакуации Брянского машиностроительного и Сталинградского «Баррикады» заводов и роста населения, посёлок получил статус **города* (до 1943 г. — Усть-Катавский Завод) . Символом дружбы эвакуированных и местных стал Брянский мост через Юрюзань (1944 г.) . Статус города областного подчинения присвоен в 1979 году.
- Градообразующее сердце: Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ)
- Трамвайная столица России: Завод — мировой лидер по выпуску модели КТМ-5 и крупнейший российский производитель трамваев. С конвейера сошло свыше 28 тысяч вагонов, колесящих по улицам Москвы, Казани, Уфы, Нижнего Новгорода, Краснодара и других городов .
- Космос и технологии: Девиз завода — «Создаем движение на земле и в космосе». Помимо трамваев, УКВЗ выпускает высокоточные детали для ракетных двигателей – без его продукции не стартует ни одна российская ракета .
- Современность: Предприятие адаптируется к рынку, выпуская современные модели низкопольных трамваев и даже создавая спецзаказы, как рубиновые трамваи для Казани к ЧМ-2018 в честь ФК «Рубин».

Достопримечательности: Архитектура и Природа
- Историко-краеведческий музей: Расположен в здании Дома купца Ф.В. Патрина (1910 г.) – памятнике провинциальной архитектуры. На первом этаже была торговая лавка, на втором – жилые комнаты. Здание сменило множество функций (клуб, библиотека, банк, магазины) до музея в 2005 г. .
- Мосты-символы: Французский мост*(действующий!) и Брянский мост – немые свидетели промышленной и военной истории города .
- «Уральская Швейцария»;

Окрестности славятся уникальными природными объектами:
- Гора Могильная: Дарит потрясающие панорамы на извилистую Юрюзань и Транссиб.
- Пещеры: Большая Усть-Катавская (Хапова) с грандиозной входной аркой (высота 25 м!) и Станционная, где найдены кости мамонта, носорога и следы людей палеолита.
- Река Юрюзань: Участок у города – популярный всероссийский туристический маршрут II категории сложности, обрамлённый скалами-гребнями (Кочкарский, Монахов) с пещерами и археологическими памятниками.

Усть-Катав сегодня: Перспективы и вызовы
Экономика: Помимо УКВЗ, развивается малый и средний бизнес (111 предприятий), логистика (крупная ж/д станция Вязовая), сельское хозяйство.
Туризм: Округ делает ставку на экологический, спортивный (сплавы, пеший туризм, скалолазание) и промышленный туризм. Уникальное сочетание природы (9 ООПТ!), истории и транспортной доступности (Транссиб, М5) – большой потенциал .
Будущее: Город, как и многие моногорода, сталкивается с оттоком населения. Однако его уникальная история, природные богатства и роль в российской промышленности (и на земле, и в космосе) дают надежду на развитие, особенно в сфере туризма и диверсификации экономики.

«Усть-Катав — маленький городок… Но Усть-Катав может гордиться своей богатой историей… Это уютный уголок моего детства… Если вам надоели городской шум и суета… то мой город создан именно для вас.».
Усть-Катав – настоящая машина времени: здесь можно прикоснуться к плавильным печам XVIII века, пройти по мостам, построенным бельгийскими инженерами, увидеть место рождения трамваев для всей страны и отправиться в поход по местам невероятной природной красоты. Это город, где история буквально вплавлена в ландшафт и продолжает твориться на вагоностроительном заводе, чья продукция бороздит просторы страны и космоса.





















Фото Олег Д. (май, 2025)