Правда о животворящем кресте

Положив перед собой несколько разных православных крестов и понял, что в них много общего и есть и разница. Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Но просматривая коллекцию нательных крестов XVIII -XIX веков и понял что у старообрядцев в зависимости от общины есть детали индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.

Неписаные предания хранят множество нюансов. Расскажу несколько основ, на современных крестах на верхней планке креста (титулус) написаны буквы ИНЦI – Иисус Назорей Царь Иудейский — это слова Понтия Пилата человека враждебного к христианству. На старообрядческих крестах вместо тех букв только две ЦС – Царь Славы, также распятия на них нет, так как распятия не каноничны, поскольку изображение распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.

Хочу также пояснить и другие обозначения на кресте. На средней большой перекладине для рук нанесены IC XC Иисус Христос. Нижний наклонный брус, приподнятый конец указывает на небо, куда направится благоразумный разбойник, а другой опущенный в ад, место нераскаявшегося разбойника. Также ноги Христа пронзены не одним гвоздём, как в католической церкви, а двумя. Так же иногда присутствует надпись НИКА – победитель. Дальше крест опирается на символическое изображение горы Голгофы. Под ней можно увидеть череп и кости так вот это тело Адама, который по преданию был похоронен на Голгофе. Это Христос своей кровью омыл первородный грех Адама (изгнание из Рая). До распятия Христа ни для кого из людей, как святых, так и грешников была одна дорога в Ад. И после поверженной смерти каждый стал получать по вере своей.

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

На страже чистоты православия, всячески ограждая его от язычества сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…», это только первые слова.

Ещё разделялись на мужской нательный крест по форме простого равностороннего четырехконечного креста. И женский нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг креста растительным орнаментом изображается «лоза», напоминающая о словах псалмопевца: «Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего» Нательный крест нужно носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением — это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила. Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Святую Троицу.

Если говорить о крестах с изображением распятия, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Иисуса, чужд православной традиции.

Старинные медальоны с символическим изображением, а так же нашедшие изображение Христа в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.

Манера «очеловечивания» страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными. Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом. Сотни видов современной «православной бижутерии» – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.

Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ. Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.

Многим православным нужно задуматься над тем к какой вере он ближе что носить и как.

Василий Кузьмин, фото автора

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама