«James Webb» увидел звезду, удаленную от нас на 17,8 миллиарда световых лет

Эта «звезда-монстр» является двойной и названа в честь вымышленной японской гигантской бабочки Мотра из киновселенной с участием Годзиллы.

Используя космический телескоп «James Webb», астрономы получили снимок скопления галактик MACS0416, удаленного от Земли на 4,3 миллиарда световых лет. Анализируя данные, ученые, помимо россыпи галактик и сверхновых, смогли идентифицировать звезду, свет от которой благодаря эффекту гравитационного линзирования был усилен примерно в 4 тысяч раз и стал доступен для наблюдения.

«На снимке нас заинтересовала одна фоновая галактика, уже существовавшая спустя примерно 3 миллиарда лет после Большого взрыва. В ней мы смогли идентифицировать ранее не замеченную и меняющую с течением времени яркость звезду», – рассказывают участники наблюдения.

Снимок скопления галактик MACS0416, на котором выделена фоновая галактика, содержащая звезду Мотра. NASA, ESA, CSA, STScI

Астрономы считают, что обнаруженная звезда, получившая неофициальное название Мотра – это двойная система, состоящая из красного и голубого сверхгигантов. Температура первого достигает 5 тысяч градусов, а светимость в 50 тысяч раз превышает солнечную. Голубой гигант имеет температуру 14 тысяч градусов и в 125 тысяч раз ярче Солнца.

«Интересно, что когда мы посмотрели архивные снимки скопления MACS0416, полученные космическим телескопом «Hubble» в 2014 году, то обнаружили на них Мотру. Правда, тогда «звезда-монстр» осталась незамеченной», – отметили участники наблюдений.

Звезда Эарендиль. Credit: NASA, ESA, B. Welch (JHU), D. Coe (STScI), A. Pagan (STScI)

Интересно, что усиление света звезды в 4 тысячи раз кажется слишком большим даже для столь массивного скопления галактик, как MACS0416. Астрономы считают, что где-то между ним и Мотрой должен быть еще один объект, который создает дополнительную гравитационную линзу, и его масса лежит в диапазоне между шаровым скоплением и карликовой галактикой. Однако «James Webb» не видит в этой области ничего подобного, и эта проблема объясняется тем, что звездная система в основном состоит из темной материи.

Мотра стала третьей по удаленности от Земли звездой, наблюдаемой непосредственно. Рекордсменами являются Эарендиль и Годзилла. Свет от Мотры шел до нас 10,6 миллиарда лет, а за счет расширения Вселенной расстояние до нее сегодня оценивается в 17,8 миллиарда световых лет.

Источник: in-space.ru