Локализован радиосигнал, пришедший из галактики в 8 миллиардах световых лет от Земли

Используя Очень большой телескоп (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO), астрономы локализовали источник всплеска радиоволн, зафиксированного в июне 2022 года и получившего обозначение FRB 20220610A. Оказалось, что он расположен в галактике, удаленной от нас на 8 миллиардов световых лет.

Об открытии сообщается в журнале Science.

«Источник быстрого радиовсплеска FRB 20220610A, обнаруженного массивом ASKAP, не только наиболее отдаленный от Земли из известных, но и самый энергичный из когда-либо пойманных – за крошечную долю секунды он выпустил эквивалент общего излучения нашего Солнца за 30 лет», – заявили авторы открытия.

Астрономы считают, что наблюдение быстрых радиовсплесков и определение их источников можно использовать для поиска «недостающей» материи в межгалактическом пространстве. Современные методы оценки массы Вселенной дают противоречивые значения и бросают вызов стандартной модели космологии.

«Если мы подсчитаем количество обычной материи во Вселенной, то обнаружим, что более половины от ее ожидаемого количества отсутствует. Мы думаем, что недостающая материя скрывается в пространстве между галактиками, но она может быть просто настолько горячей и рассеянной, что ее невозможно увидеть обычными методами. Быстрые радиовсплески улавливают этот ионизированный материал. Даже в почти абсолютно пустом космосе они могут «видеть» все электроны, и это позволяет нам измерить, сколько вещества находится между галактиками», – пояснили авторы открытия.

Несколько антенн радиоинтерферометра ASKAP, расположенного на западе Австралии. Credit: Alex Cherney/CSIRO

Хотя астрономы до сих пор не знают природу быстрых радиовсплесков, очередное открытие такого события подтверждает, что эти экстремальные выбросы энергии являются обычными для Вселенной.

На главном фото: Художественное представление траектории быстрого радиовсплеска FRB 20220610A от далекой галактики, входящей в группу сливающихся галактик, до Земли. Credit: ESO/M. Kornmesser