Астрономы зафиксировали теллур, выброшенный в космос в результате слияния нейтронных звезд

Наблюдение послесвечения килоновой, породившей второй по яркости гамма-всплеск из известных, с помощью наземных и космических телескопов позволило зафиксировать образование теллура. По оценкам астрономов, причиной вспышки стало слияние двух нейтронных звезд, выброшенных несколько сотен миллионов лет назад из своей родительской галактики и преодолевших за это время расстояние, сопоставимое с протяженностью Млечного Пути.

Об открытии сообщается в журнале Nature.

«Сталкивающиеся нейтронные звезды обеспечивают условия, необходимые для синтеза очень тяжелых элементов. Однако такие события очень редки, скоротечны и их крайне трудно поймать на небе, вот почему наше открытие столь волнующе», – рассказывают авторы исследования.

Расположение килоновой с порожденным ей гамма-всплеском GRB 230307A, и родительской галактики нейтронных звезд, из которой они были выброшены сотни миллионов лет назад. Credit: NASA, ESA, CSA, STScI, A. Levan (IMAPP, Warw), A. Pagan (STScI)

Гамма-всплеск, получивший обозначение GRB 230307A, был более чем в миллион раз ярче, чем вся галактика Млечный Путь вместе взятая. И это второй случай, когда после слияния нейтронных звезд с помощью спектроскопических наблюдений были обнаружены отдельные тяжелые элементы, что дает бесценное представление о том, как формируются эти важные и необходимые для жизни строительные блоки.

«Прошло чуть более 150 лет с момента, как Дмитрий Менделеев составил периодическую таблицу элементов, и теперь мы, наконец, с помощью передовых инструментов и телескопов начали заполнять последние пробелы в понимании того, как эти элементы создаются», – отметили авторы исследования.

Фактические спектральные данные килоновой, связанной с GRB 230307A, наблюдаемые космическим телескопом «James Webb», в сравнении с моделью. Виден отчетливый пик в области спектра, связанной с теллуром. Credit: NASA, ESA, CSA, J. Olmsted (STScI)

Событие GRB 230307A длилось 200 секунд, это означает, что оно классифицируется как длинный гамма-всплеск. Такая продолжительность необычна, поскольку чаще всего слияния нейтронных звезд вызывают короткие гамма-всплески, которые длятся менее двух секунд, а длинные гамма-всплески, подобные этому, обычно связаны с гибелью массивной звезды.

«До недавнего времени мы не предполагали, что слияния нейтронных звезд могут приводить к гамма-всплескам продолжительностью более двух секунд. Наша следующая задача – найти больше таких событий и понять, что ими движет и создаются ли в этих взрывах еще более тяжелые элементы», – заключили авторы исследования.

Источник: in-space.ru