Данные «James Webb» указали на обилие углерода в подледном океане спутника Юпитера

Используя космический телескоп «James Webb», астрономы провели наблюдения залежей углекислого газа (CO2) на поверхности Европы – четвертого по размеру спутника Юпитера. Полученные данные указывают на то, что его источником является глобальный океан, скрытый под ледяной коркой луны. Результаты исследования и выводы ученых представлены двумя статьями (раз, два) в журнале Science.

«Наши наблюдения дают новое представление о малоизученном составе подледного океана из соленой жидкой воды на Европе, которая, благодаря его наличию, является главной целью поиска внеземной жизни в пределах Солнечной системы», – рассказывают авторы исследования.

Оценка потенциальной обитаемости океана зависит от его химического состава, включая обилие биологически важных элементов, таких как углерод. Залежи углекислого газа на поверхности Европы наблюдались и ранее, однако установить его источник до сих пор не удавалось и рассматривались три основных версии: образование в результате влияния магнитосферы Юпитера, падение метеорита и подледный океан.

«С помощью «James Webb» мы смогли составить карту распределения углекислого газа по поверхности спутника и выяснить, что наибольшее его количество находится в геологически молодом регионе Тара площадью около 1800 квадратных километров, в котором преобладает материал, вынесенный на поверхность из подледного океана. Количество углекислого газа, выявленное нами, указывает на то, что на Европе присутствует источник углерода», – отметили авторы исследования.

Кроме этого, данные наблюдения выявили смешение поверхностного углекислого газа с другими соединениями, что также поддерживает идею поступления углерода из подледного океана.

Водяной гейзер на Европе в представлении художника. Credit: NASA/ESA/K. Retherford/SWRI

К сожалению, «James Webb» не смог выявить пробивающие ледяную корку Европы шлейфы и оценить их состав, хотя в предыдущих исследованиях сообщалось об их активности. Астрономы считают, что либо такие события являются нечастыми, либо выбросы не содержали веществ, на которые был нацелен поиск.

На главном фото: Снимок Европы, полученный камерой ближнего инфракрасного диапазона NIRCam «James Webb». Яркие белые области соответствуют регионам Повис и Тара, которые демонстрируют повышенное содержание углекислого газа на поверхности льда. Credit: NASA, ESA, CSA, G. Villanueva (NASA/GSFC), S. Trumbo (Cornell Univ.), A. Pagan (STScI)