Астрономы впервые наблюдали темное пятно Нептуна с Земли

Снимок Нептуна и темного пятна в его атмосфере в естественных цветах. Credit: ESO/P. Irwin et al.

Природа этих появляющихся время от времени особенностей на голубом гиганте уже много лет остается загадкой.

Используя Очень большой телескоп (VLT) Европейской Южной обсерватории (ESO), астрономы исследовали в атмосфере Нептуна темное пятно, замеченное ранее космическим телескопом «Hubble», а также обнаружили рядом с ним яркое облако, которое ранее не наблюдалось. Природа этих появляющихся время от времени особенностей на голубом гиганте уже много лет остается загадкой, однако вновь полученные данные дают дополнительные подсказки относительно их происхождения. Результаты исследования представлены в журнале Nature Astronomy.

«Большие пятна являются общими чертами в атмосферах планет-гигантов, самым известным из которых является Большое красное пятно Юпитера. На Нептуне темное пятно впервые было обнаружено космическим аппаратом NASA «Voyager 2» в 1989 году, но спустя несколько лет оно исчезло», – рассказывают авторы исследования.

Основной целью наблюдений пятен Нептуна в рамках исследования являлось исключение того, что они связаны с «просветами» в облачном слое. И полученные данные, скорее всего, указывают на потемнение участков в атмосфере планеты ниже видимого слоя в результате смешения льдов и дымки.

«Прийти к такому выводу было непросто, потому что темные пятна не являются постоянными, и раньше нам не удавалось изучить их достаточно подробно. Используя приемник MUSE на VLT, мы смогли разделить отраженный солнечный свет от Нептуна и его пятна на составляющие их цвета, или длины волн, и получить 3D-спектр», – пояснили авторы исследования.

Темное пятно наиболее заметно на более коротких (голубых) длинах волн. Прямо рядом с ним MUSE также запечатлел небольшое яркое пятно, видимое только на изображении при 831 нм (зеленый) и расположенное глубоко в атмосфере. Credit: ESO/P. Irwin et al.

Поскольку разные длины волн раскрывают разные глубины атмосферы Нептуна, наличие спектра позволило астрономам лучше определить высоту, на которой находится темное пятно. Данные также предоставили информацию о химическом составе различных слоев атмосферы, что дало подсказки относительно того, почему пятно кажется темным.

«Наблюдения дали и неожиданный результат. Мы обнаружили необычное глубокое яркое облако, аналоги которому никогда ранее не были идентифицированы даже из космоса. Оно расположено рядом с основным крупным темным пятном. Расчеты показывают, что обе особенности находятся атмосфере Нептуна на одном том же уровне. Это означает, что это объект совершенно нового типа и не относится к небольшим облакам из метанового льда, которые наблюдались ранее», – заключили авторы исследования.

На главном фото: снимок Нептуна и темного пятна в его атмосфере в естественных цветах. Credit: ESO/P. Irwin et al.

Источник: in-space.ru