Астрономы, возможно, нашли две экзопланеты, движущиеся по одной орбите вокруг своей звезды

Используя массив радиотелескопов ALMA, астрономы обнаружили в системе звезды PDS 70 облако каменистых обломков, которое вращается по той же орбите, что газовый гигант PDS 70b. По мнению ученых, оно может представлять собой либо остатки от уже сформировавшейся экзопланеты, либо колыбель только начавшей этот процесс.

Если открытие подтвердится, оно станет самым убедительным доказательством того, что две экзопланеты могут иметь одну орбиту. Результаты исследования представлены в журнале Astronomy & Astrophysics.

«Два десятилетия назад теоретически было предсказано, что пары планет одинаковой массы могут вращаться по одной орбите вокруг своей звезды, так называемые троянские или коорбитальные планеты. Впервые мы нашли свидетельства в пользу этой идеи», – рассказывают авторы открытия.

Каменистые тела, вращающиеся вокруг звезды по той же орбите, что и планета, распространены в Солнечной системе. Самым известным примером являются троянские астероиды Юпитера – более 12 тысяч объектов, которые находятся на той же орбите, что и газовый гигант. Располагаются троянцы в протяженных зонах Лагранжа, то есть областях, где гравитационное воздействие планеты и звезды на них уравновешивается.

Молодая звезда PDS 70 расположена в 370 световых годах от Земли в направлении созвездия Центавр. Вокруг нее вращаются две известные экзопланеты PDS 70b и PDS 70c, напоминающие пару Юпитер – Сатурн. Проанализировав архивные наблюдения системы, астрономы обнаружили облако каменистых обломков в том месте на орбите PDS 70b, где, как ожидается, должны располагаться троянцы. Суммарная масса объектов примерно вдвое превосходит массу Луны.

«Кто бы мог представить два мира, которые разделяют продолжительность года и условия обитаемости? Наша работа является первым намеком на то, что такой мир может существовать. Мы хорошо знаем, что планета может делить свою орбиту с тысячами астероидов, как в случае с Юпитером, но для нас удивительно, что планеты могут иметь одну и ту же орбиту», – заключили авторы открытия.

На фото: В центре системы PDS 70 расположена звезда, вокруг которой вращается экзопланета PDS 70b (выделена сплошным желтым кружком). На той же орбите, что и PDS 70b, обозначенной сплошным желтым эллипсом, астрономы обнаружили облако каменистых обломков (обведенное желтой пунктирной линией), которые могут быть строительными блоками зарождающейся планеты или остатками уже сформировавшейся. Credit: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO) /Balsalobre-Ruza et al.

Источник: in-space.ru