«James Webb» получил изображение гигантского шлейфа Энцелада

Протяженность запечатленного шлейфа стала не единственной его удивительной характеристикой. Космический телескоп «James Webb» запечатлел гигантский шлейф водяного пара, вырывающийся из южного полюса Энцелада. Его протяженность оценивается в 9,6 тысячи километров, что в 40 раз превышает размер самого ледяного спутника.

Полученные данные и выводы ученых представлены в журнале Nature Astronomy.

Энцелад является шестым по размеру спутником Сатурна. Его диаметр составляет всего 505 километров, что более чем в 25 раз меньше диаметра Земли. Он является одной из самых захватывающих целей в Солнечной системе для исследований, направленных на поиск внеземной жизни.

«Между ледяной внешней корой и скалистым ядром Энцелада зажат глобальный резервуар соленой воды, а многочисленные гейзеры выбрасывают струи частиц льда, водяного пара и органических химикатов из расщелин на поверхность и в космос», – рассказывают участники наблюдений.

Протяженность запечатленного шлейфа стала не единственной его удивительной характеристикой. Скорость, с которой из него выбрасывается водяной пар, составляет около 300 литров в секунду, что также впечатляет.

Космический аппарат «Cassini» потратил более десяти лет на изучение системы Сатурна и впервые не только получил изображение шлейфов Энцелада, но и пролетел непосредственно через них, проанализировав состав. «Личное» присутствие дало «Cassini» бесценную информацию об этой далекой луне, однако уникальная чувствительность «James Webb» вкупе с его удачным расположением позволили взглянуть на нее по-новому.

«Наблюдения «James Webb» показали, что шлейфы водяного пара питают область, расположенную рядом с E-кольцом Сатурна. Примерно 30 процентов всей выброшенной спутником воды остается внутри нее, а остальные 70 процентов проникают дальше в систему газового гиганта», – заключили авторы исследования.

На фото: Снимок шлейфа водяного пара, вырывающийся из южного полюса Энцелада. Credit: NASA, ESA, CSA, STScI, G. Villanueva (NASA’s Goddard Space Flight Center), A. Pagan (STScI)