Город Клин – история посёлка X Октября

В читальном зале Центральной городской библиотеки прошла интересная встреча с краеведом Владимиром Никаноровым. Именно он, поведал собравшимся полноценную историю рабочего посёлка с названием посёлок X Октября.

Официальная история пос. X Октября начинается в 1926 году, когда в местной газете «Серп и молот» появилась заметка о строительстве жилищно-кооперативного товарищества на пустынном загородном поле. В заметке говорилось об уже существующих на тот момент 30-ти домах. Вполне естественно, что первой улицей будущего посёлка стала ул. Отдыха, протянувшаяся по правому берегу реки Сестра от Дьяконовского ручья до речки Талица.

На этом берегу у клинчан с давних времён были огороды и земельные наделы (как минимум с середины XVIII века ). В 1927 году , в честь ознаменования десятой годовщины Октябрьской революции, посёлок получил название — X Октября. Но было бы ошибочным утверждать, что до 1926 года здесь ничего не происходило. С давних времён через речку Талица и при отсутствии Дмитровского моста проходила дорога на Дмитров.

В архивах найден отчёт клинского воеводы Михаила Побединского, что в 1746 году моста в этом месте не было и налогов в местную казну он не приносил.  В последствии здесь же проходили дороги: Напруговская и Золинская до деревень, находящихся на удалении от города. Кроме того, ещё в XIX веке в 1892 году, клинский купец Анисим Иванович Тябликов открыл здесь на местной глине гончарное производство.

Вероятнее всего 16 работников изготовляли для бытовых нужд клинчан керамическую посуду, а в последствии и облицовочную плитку и изразцы для печей и каминов. Статистические данные после 1912 года об этом производстве отсутствуют, т.к. статистику не интересовали предприятия с годовой производительностью менее 2.000 рублей.

Возможно, что перед революцией к 1916 году, сын Тябликова — Иван Анисимович наладил на предприятии выпуск кирпича, но в статистические данные эти не попали. Есть воспоминание старожилов, что в период окончания Первой Мировой войны в Клину были австрийские пленные, которых привлекли к дорожным работам. На посёлке X Октября был участок улицы Горького возле школы № 11, мощёный булыжником. Возможно и другие мощёные участки — улица Чайковского, Долгоруковская площадь и Дмитровское шоссе также появились благодаря их труду.

Возможно, что сразу после окончания гражданской войны началось восстановление Тябликовского гончарного завода и предприятия по выпуску кирпича, который был необходим для восстановления городского хозяйства. На 1931 год на первом предприятии работало 43 человека и оно выпускало 103.000 изразцов. На втором работало 108 человек и выпускалось более 2 млн. кирпичей.

Напротив проходной завода, до конца 60 — х годов находилось деревянное 2-х этажное здание, которое скорее всего было старой конторой Тябликовского завода, которое использовали под жильё. В 1928 году на посёлке открывается пункт сбора молока от коллективных хозяйств, которое в последствии станет молокозаводом (сейчас здесь размещается магазин «Артель»).

Перед войной в 1939 году открылся мясокомбинат, который и после окончания войны называли более прозаично — «бойня». В то время не особенно озадачивались вопросами экологии — « не до жиру — быть бы живу» и потому ручей Дьяконовский, впадающий в реку Сестра, нёс в неё воду кроваво-красного цвета. После освобождения Клина 15 декабря 1941 года в городе начались восстановительные работы.

Буквально в первые недели были ликвидированы немецкие захоронения в городской черте, возле Торговых рядов, у школы № 4, возле Успенской церкви на ул. Крестьянская и в частном секторе. После эксгумации, останки были вывезены через поселок X Октября и захоронены рядом с Золинской дорогой в лесу.

Позднее, уже в 60-е годы , для работников кирпичного завода вблизи этого места, были выделены земельные участки для садовых участков, которые в настоящее время называются садоводческим товариществом «Дружба». В 1948 году на посёлке открылась 4-х классная школа № 7, а в 1958 году семилетняя школа № 11. В послевоенное время посёлок начал расширяться, в город потянулись люди из разрушенных деревень.

Появились новые улицы и новые предприятия — «Райклинпитание» со складами овощей и квасной пункт в районе Напруговской дороги, где в огромных чанах квасили капусту. Предприятие «Райклинпитание» входило в городской трест столовых. На своих площадях наладило выпечку печенья и изготовление конфет.

В конце ул. Горького возле леса разместилось предприятие «Горкомхоза». В первое время там было много лошадей и имелся собственный покос и через дорогу хранилище для сена. В конце ул. Лесопарковая открылся филиал завода «Лаборприбор» по выпуску лабораторной посуды. На посёлке долгое время был только один продуктовый магазин.

Отработанные глиняные карьеры городские власти начали использовать как свалку мусора и самая первая из них находилась напротив «Горкомхоза», а после её заполнения свалка переместилась в сторону посёлка ЗРК, на Алексинском карьере в то время ещё шла добыча песка.

Посёлок, в конце ул. Лесопарковая, где в дальнейшем разместится пятое отделение совхоза «Слободской» с овощеводческим и птицеводческим хозяйством назывался — ЗРК и возможно это название было связано с пленными венграми, которых после освобождения города привлекли для восстановления кирпичного завода, а затем и для работы на нём. 

Их жилой барак располагался возле леса, невдалеке от добычных карьеров. Поэтому вполне вероятно, что в документах это место проходило как место расположения Заводской Рабочей Команды — З.Р.К. Но уже в 1955 году последние венгры покинули СССР, а это место заняли другие прибывшие работники. Для всех мальчишек посёлка, общепринятым местом сборов и игр была поляна в лесу в конце Талицкого проезда. Здесь играли в футбол, «расшибок», качались на тарзанках, жгли костры и пекли картошку. В 50-60 годы все склоны оврагов, пустырей и даже охранная зона ЛЭП были засажены картофелем.

В середине 60-х годов на этой поляне было сооружено здание лесничества, а в последствии «Лесхоза». Так же посёлок X Октября был славен тем, что всё теплое время года здесь паслось городское коровье стадо. Пастух дядя Гриша, с самого раннего утра собирал от жителей на городских улицах на выпас коров и гнал стадо в лес по ул. Горького.

Вечером стадо возвращалось в город и по мере прохождения по улицам бурёнки разбирались хозяевами на вечернюю дойку. В середине 40-х  годов в Клину начало работу пассажирское автохозяйство – ПАХ. В конце августа 1945 года первые машины, приспособленные для перевозки людей, повезли первых пассажиров с Советской площади до пос.31 Октября.

Затем начали открываться для перевозок и другие маршруты и на посёлке X Октября были  реализованы три маршрута: № 3,11 и 12. И поехали по посёлку красно-желтые автобусы ЗИС-155 с кондуктором на боковом сиденье.  Оплата за проезд в то время была зональная и только с 1961 года стоимость проезда установилась — 5 копеек.

Автобусы частенько, особенно в зимнее время, не могли осилить подъём на пос. X Октября от Дмитровского моста и пассажирам приходилось буквально выталкивать автобус до самого магазина на верху.

Материал Владимира Никанорова, фото и видео Василия Кузьмина

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама