Биография уникального и творческого человека Василия Андреевича Беликова

Для отделения активного долголетия в ГБУ СОМО «КЦСОР «Клинский», краелюбом и автором этой статьи была рассказана лекция о клинском дореволюционном фотографе Василии Андреевиче Беликове. Этой творческой встрече помогла заведующая отделением Любовь Петровна Горбунова.

Любителей истории нашего города, собралось достаточно, а благодаря работам краеведов Льва Шамиса и Юлии Малашенко рассказ получился насыщенным информацией и фотографиями В.А. Беликова. Тем более что в 2024 году у В. А. Беликова юбилей — 145 лет со дня рождения.

Обращаясь к наследию В.А. Беликова лишь на рубеже XX— XXI веков, по достоинству оценив его мастерство фотографа. Выполненные им снимки Клина и Твери сегодня является единственной исторической документальной фотографией данных городов. Но это далеко не все заслуги Василия Андреевича, в биографии которого по-прежнему остается много не проясненного.

Василий Андреевич родился в городе Клину Московской губернии. Крестили его в местном Троицком соборе. Таинство совершал священник Павел Воскресенский. Отец мальчика, Андрей Васильевич, отставной унтер- офицер (каптенармус), умер рано. За матерью, мещанкой Александрой Васильевной Беликовой, в 1899 году в городе числился дом на Купеческой улице (ныне — улица Ленина).

У Василия были сестра Валентина и брат Федор, с которыми он тесно общался всю жизнь. В. А. Беликов окончил шесть классов городской школы. Учился в одном классе с Александром Орловым — сыном клинского заводовладельца Василия Григорьевича Орлова. Трудовую деятельность начал конторским служащим у Панкратова. Затем (1901) его призвали на три года в армию, где он служил писарем.

Возвратившись домой, «работал фотографом в Москве в фирмах «Бернштейн» и «Светопись» до 1910 года». Под вывеской «Светопись» в 1890-х годах существовал фотосалон на Пречистенском (ныне — Гоголевский) бульваре. Что было с этим ателье в начале XX века, мы также не знаем. Кроме того, в 1907-1908 годах в Москве выходил журнал «Светопись». В издании подробно рассматривалась техника работы с фотоаппаратом, обсуждались вопросы авторского права. Вероятно, фотограф Беликов его читал.

 

В январском номере 1908 года журнал «Светопись» сообщал об открытии в Москве «ряда кинематографических театров». Новый вид искусства быстро завоевывал популярность; в конце концов им увлекся и В. А. Беликов, решивший открыть синематограф в родном Клину. 23 августа 1911 года пишет начальнику 8-го отделения железнодорожной станции Клин письмо с просьбой о разрешении устроить подобное заведение в здании при паровозном депо, чтобы уже в зимний сезон 1911-1912 годов начать показывать фильмы.

Процент с дохода предполагалось отчислять одному из клинских учебных заведений. Помещение к тому моменту успели практически полностью приспособить под кинотеатр — устроили печное отопление и освещение, оснастили сцену, спланировали потоки зрителей. Прошение В.А. Беликова «с двумя гербовыми марками по 70 коп. и каталогом картин» ходило по инстанциям долгие девять месяцев.

Все ответственные лица дали согласие, оставалось дождаться одобрения специальной комиссии. Ожидание затягивалось. Наконец 16 марта 1912 года сами служащие станции, желая ускорить принятие окончательного решения, направили в Строительное отделение Московского губернского правления просьбу: «Сеансы предполагались на Пасхальной неделе, не откажите в командировке техника в конце этой недели или в первых двух днях следующей».

Просьба была удовлетворена, и 21 марта в Клин выехал А. М. Гуржиенко. Дорога была ему оплачена. Антон Михайлович освидетельствовал здание депо и отметил в рапорте: «Я никаких препятствий к открытию сеансов в этом помещении не усматриваю». Однако официально разрешение на «устройство кинематографических сеансов в здании бывших товарных мастерских станции Клин» пришло только 21 мая 1912 года. Пропустив из-за бюрократических проволочек зимний сезон, В.А. Беликов, видимо, обиделся на чиновников и получать документ «категорически отказался». А тем временем летний синематограф удалось организовать Клинскому пожарному обществу — конкуренту Василия Андреевича.

В феврале 1907 года он открыл книжный магазин в Твери. Поскольку Василий Андреевич работал тогда еще в Москве, он не мог одновременно вести дела в другом городе, поэтому брал себе в помощники «ответственных лиц». Судя по документам канцелярии тверского губернатора, магазин просуществовал всего несколько месяцев.

Сохранился печатный оттиск на одном из писем В. А. Беликова. Там указано, что в Клину на Купеческой улице Василий Андреевич держал фотоателье, при котором состоял магазин, где можно было приобрести «рамы, картины, игрушки, фейерверки, газеты, журналы» и прочее.

Беликов активно снимал. На карточках указывались имя и фамилия автора, что помогло потом атрибутировать работы (к сожалению, недатированные). В 1911 году «Контрагентство А. С. Суворин и К°» купило его негативы с видами Твери, начав выпуск открыток. С 1912 года выполненные им фотографии Клина использовались другими компаниями, в том числе «Фототипией Шерер, Набгольц и К°». Суворинская фирма город Клин на открытках, переиздавала карточки с видами Клин Фотограф В. А. Беликов не менее пяти раз (1912-1917).

Не оставляя своей мечты, Василий Андреевич решил открыть синематограф в собственном доме в центре города. Причем он хотел, чтобы здание освещалось не керосиновыми лампами, а электричеством. Вероятно, в дело были пущены полученные от А. С. Суворина средства. 12 августа 1913 года в Строительное отделение Московского губернского правления от клинского мещанина В. А. Беликова поступила просьба разрешить реализацию этого проекта. Принадлежавший Беликову довольно большой земельный участок располагался на углу Купеческой улицы и Семейкина переулка (ныне — Театральная улица).

Здание, возведенное под синематограф, занимало больше половины владения, прилегая длинной стороной с окнами и дверями к переулку. Торцевой балкон выходил на Купеческую улицу. Кроме того, на участке стояли два дома поменьше, один из которых, с пристроенными по старинке сенями и сараем, вероятно, являлся родительским. К просьбе В.А. Беликов приложил пояснительную записку к схеме электрического освещения театра.

Источником электроэнергии должна была служить динамо-машина «с расходом действительных лошадиных сил 5,15, с числом оборотов в минуту 1600». Ответственность за технические работы возлагалась на московского инженера-строителя Я.Я. Долматова, выпускника Императорского Московского инженерного училища. В августе 1914 года здание освидетельствовал уже знакомый нам А. М. Гуржиенко.

«Разрешение на открытие электротеатра» Беликов получил 15 сентября, но воспользоваться им не успел, поскольку был мобилизован. Служил он опять же писарем. В апреле 1917 года после боев на Румынском фронте попал в Московскую городскую больницу имени К.Т. Солдатенкова (ныне — Боткинская). В отсутствие хозяина кинотеатр исправно функционировал — супруга В.А. Беликова сдала здание в аренду некоему «Рожкову, который достал и установил киноаппарат».

Кинотеатр посещали «студенты-реалисты, курсистки, гимназистки, офицеры, купцы, интеллигенты, рабочие, приказчики, дамы света, модистки, чиновники». Порой случались казусы. Например, 1 ноября 1914 года пятнадцатилетний Алексей Орлов столкнулся здесь со своим преподавателем А. С. Погодиным. Посещение учащимися подобных заведений «без разрешения» тогда запрещалось. На приказание уйти молодой человек никак не отреагировал, за что позже «был оставлен [после занятий] на 2 часа с сообщением родителям». Сеансы сопровождались «музыкой, голосом диктора за кадром», «перед началом играл небольшой любительский оркестр».

Василий Андреевич вернулся с фронта больным, но продолжал работать, получив «временное трудовое свидетельство для буржуазии». Летом 1918 года жена «выразила твердое желание развестись», «взяв принесенное при вступлении брак приданое и разделив по общему согласию все без исключения остальное имущество, нажитое совместными трудами». Беликов согласился, но при условии: «Где бы наш сын ни находился, каждому из нас предоставляется право навещать его». Также он уточнил: если жена «не найдет возможность воспитывать сына при себе, то отец имеет право взять его». Так через полгода и случилось.

В.А. Беликов, не имея заработка, сдавал жильцам две комнаты в своем доме на улице Ленина (бывшей Купеческой), распродавал имущество («меховое пальто, сапоги, костюм и проч.»). В октябре 1918 года он зарегистрировался на бирже труда и получил по состоянию здоровья право на пенсию. В марте 1919-го Василий Андреевич встретил фронтового друга, который «ввиду его (Беликова. — Ю. М.) тяжелого и безвыходного положения» предложил однополчанину «как опытному канцеляристу» «должность секретаря в отделе социального обеспечения». В 1929 году Василий Андреевич занял должность счетовода на расположенном в Сходне стекольном заводе, который возглавлял Н. В. Орлов (младший брат упомянутого выше А. В. Орлова), после 1931 года трудился счетоводом же в разных учреждениях, в том числе в сходненской школе № 1. В ноябре 1941-го, когда немцы подходили к Москве, он высказался о нецелесообразности начинать ремонт школьного здания в преддверии возможных вражеских артобстрелов. Некие недоброжелатели сообщили о его «пораженческих настроениях» в «органы», припомнив заодно, что Беликов «свой железобетонный дом отдал под кинотеатр», намереваясь «наживать капитал».

7 декабря 1941 года Василия Андреевича арестовали, а 12 декабря осудили на семь лет исправительно-трудовых работ. Дальнейшая его судьба пока неизвестна. В 2001 году он был реабилитирован. Справка о реабилитации, за которой так никто и не явился, до сих пор остается в архиве.

Основанный В.А. Беликовым кинотеатр до 1975 года назывался «Авангард», после — «Гайдаровец». Закрылся в 1992 году, ныне здание сдается в аренду.

Вот такая историческая биография уникального и творческого человека Василия Андреевича Беликова оставившего нашему поколению множество дореволюционных фотографий видов города.

Во время празднования дня города Клин, в 2017 году, многие автобусные остановки были украшены снимками, сделанными, более века назад Василием Андреевичем Беликовым.

Василий Кузьмин, лекция была подготовлена по материалам Льва Шамиса и Юлии Малашенко, фото Екатерины Мишуниной и уникальные снимки из архива Василия Андреевича Беликова

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама