Постоянная выставка кирпичей с клеймами находится в Москве, в старинном особняке Телешева она работает по будням с 12.00 до 19.00. Чтобы попасть на выставку, нужно зайти во двор дома 16-18 на Покровском бульваре (строение 4-4а) и позвонить в звонок первой двери слева. Не перестаю удивляться, сколько в Москве возможностей бесплатно прикоснуться к истории. Это и частные выставки и уникальные экспозиции в старинных особняках с большой исторической летописью.
Кирпичные клейма – это отдельный вид исторической информации, они сохранили имена владельцев предприятий, представителей промышленной элиты страны. На многих клеймах обозначены места нахождения предприятий. Многие клеймёные кирпичи воспринимаются образцом технической эстетики тех лет.
К настоящему времени собирательство клеймёных кирпичей стало достаточно распространённым явлением. Этот вид коллекционирования даже получил своё собственное название — брикофилия, от английского brick – кирпич. Название не совсем удачное. В данном случае интерес представляют не просто образцы кирпичного производства, а оттиснутые на них буквенные, или другие клейма, какими производители кирпичей метили свою продукцию.
В России клейма на кирпичах появились к середине XVII века. Это было рельефное изображение государственного орла в четырёхугольной рамке. Стилизованные изображения животных (анималистические мотивы) использовались для кирпичных клейм до 1690-х годов.
В дальнейшем кирпичи стали метить буквами русского алфавита, используя вначале только одну букву, например, в кирпичных кладках Москвы уже в 1680-е годы встречаются клейма размерами 3 х 3 см, представляющие букву «Д». В начале следующего столетия появляются метки буквами «П» и «Н».
Считается, что однобуквенные клейма просуществовали до 1730-х гг. По форме они напоминали квадрат. Но этот вывод был сделан на основе изучения кирпичных кладок Москвы. В Петербурге клеймение кирпичей одной буквой, обозначающей фамилию владельца кирпичного завода, продолжалось намного дольше. Например, клеймо с буквой С, связывают с кирпичами завода, основанного Фёдором Никифоровичем Слепушкиным (1763 – 1848), более известным как поэт-самоучка. При этом клеймо на его изделиях имеет не квадратную, а вытянутую форму.
С развитием кирпичного дела однобуквенные клейма оказались не в состоянии обеспечить производителей кирпичей единственно им принадлежащей литерой. С конца 18 века число букв в клеймах увеличивается, обозначая имя, отчество и фамилию владельца. Иногда фамилия приводится полностью. Зачастую вместо инициалов, клеймо состоит из названия завода, например: Мойка, Ижора, Нева, или Елизаветино, Колпино, или аббревиатура компании-производителя, например, Т.О.С.М. -. Товарищество обработки строительных материалов.
Анималистические изображения – двуглавые орлы, встречаются на изделиях императорских кирпичных заводов – времён Николая I в прямоугольной рамке, Александра I — в круге, Александра III – в овальной обводке.
Из других изображений известны оттиск подковы на изделиях завода «Подкова» Е.П. Спечинской и её наследников, или символическое изображение звезды, между инициалами владельца – завод «Звезда», Ф.А.Полякова-Кофтунова.
Известны следующие рамки клейм: квадратные, прямоугольные, прямоугольные с дужками полуциркульной или, что реже, прямоугольной формы. В композицию клейма зачастую включались номера партий (обжигов) производимых изделий. Они помещались либо в основном поле клейма, либо в плоскости дужек. Встречаются клейма с заострёнными концами, диагональным размещением на лицевой грани кирпича. Известны кирпичи с клеймами на торцевой (тычковой), или ложковой гранях.
Клеймение кирпичей сформировалось в особую разновидность прикладного искусства. Особую привлекательность кирпичи получили с 40-х годов XIX века при переходе на их машинное производство. До этого, при ручном изготовлении, из-за остававшейся в формах глины от предыдущих забивок кирпичи выпускались с деформированными гранями, обтекаемыми углами, мятыми рёбрами Механические глиномешалки позволяли добиться большей однородности глиняной массы, которой набивали деревянные формы. На дно каждой формы укладывали пластинку-штамп с клеймом хозяина завода. В XVIII веке клеймение кирпичей было одним из требований Архитектурной экспедиции, специального надзорного органа, чтобы знать, кто из промышленников выпускал качественную продукцию и кого можно было штрафовать за кирпичи ненадлежащего качества.
Регламентировались и размеры кирпичей. При Петре I кирпичи должны были иметь в длину 11 дюймов, ширину 5,5 дюйма, толщину 3 дюйма, т.е быть размерами 28 х 14 х 7 см. В 1833 году , правительством были определены длина кирпича 6, ширина 3, тощина1,5 вершка, т.е. 26,5 х 13,3 х 6,7 см.
Клейма могут служить вспомогательным признаком для уточнения времени строительства сооружений, производимых здесь ремонтно-реставрационных работ, перестроек и пристроек. Клейма на тычковой и ложковой гранях использовались, как элементы декора в кладке стен, или сводов. Тычковые клейма имели выпуклый, а ложковые вогнутый рельеф. Они должны были отчётливо восприниматься не только в упор, но и на расстоянии, под разными углами зрения, прежде всего за счёт светотеневых эффектов.
В конце XIX — начале XX века данные клейма утратили всякую художественность, воспринимаются малозаметными граффити. Подобные клейма присутствуют, на некоторых зданиях и в городе Луге. Тычковые клейма с надписью СПБ А. О-во (С-Петербургское Акционерное Общество) заметны в кладке лицевого фасада дома по адресу ул. Тоси Петровой 16. Ложковые клейма с заглавными прописными буквами АР находятся на фасадах здания лужского Военкомата (пр. Урицкого, 59/ 15).На некоторых гранях буквы размещаются поперёк, на других наклонно, на третьих вдоль плоскостей граней. Одна грань сплошь испещрена контурами этих букв с их наслоением друг на друга. Совершенно необъяснимый случай!
Кирпичи с клеймом на широкой поверхности, т.н. постели, или щеке, сравнительно поздно, где-то с конца XIX века. стали использоваться, как облицовочный материал при оформлении интерьеров. Зато в общестроительных целях они нашли давнее и самое распространённое применение. Причём, каменщики клали кирпичи на раствор клеймами вниз, что усиливало прочность кладки.
При сносе, или реконструкции исторических зданий, они как строительный мусор в массовом порядке вывозились на свалки, в лучшем случае отбирались для самого разнообразного вторичного применения. Некоторые клейма на кирпичах Тверской губернии, они так же составляют основу, можно сказать, многих брикофилических коллекций.
Василий Кузьмин, фото автора