Главная задача художника – открыть глаза людям

В читальном зале Центральной городской библиотеки, в рамках клуба «Отражение», прошла встреча с интересным и талантливым художником Евгением Баклановым.

Евгений родился в Москве в 1953 году. Окончил Московский полиграфический институт по специальности художник-график, а также высшие курсы по художественному проектированию при Союзе художников СССР. Был также главным художником города Клин при Управлении архитектуры и градостроительства, а с 1998 года член Союза художников России. Участник всесоюзных и всероссийских выставок, персональные выставки проходили как в России, так и за границей. Работы находятся в музеях, галереях и частных собраниях в России и за рубежом.

Автопртрет Евгения Бакланова
Автопортрет Евгения Бакланова

 

Вячеслав Пернавский
Вячеслав Пернавский

 

Сослуживцы
Сослуживцы
Родители Евгения Бакланова
Родители Евгения Бакланова

На творческой встрече Евгений много рассказывал о своем творчестве. Но гораздо интереснее узнать, что внутри. И вот несколько вопросов автору.

— Евгений Владимирович, а как Вы в Клину оказались?

— Родители по необходимости сюда переехали – отец был партийным работником. Он, кстати, мог стать художником, была такая возможность. А пра-пра-прадед мой, Сверчков, был академиком живописи, портреты писал.

— У Вас очень интересные картины. Вот здесь вроде бы обычное место изображено картина «Мост «Ленинградки», но изображено так, что кажется совсем непривычным, каким-то чудесным…

— Ну, главная задача художника – открыть глаза людям. Я, например, это место увидел таким и таким передал его на картине.

— Вы расписали Преображенский храм в Спас-Заулке. Как получилось, что взялись за такую работу?

— Было дано объявление в газету о том, что нужен художник. Я приехал, переговорил с настоятелем храма, отцом Владимиром, показал свои эскизы. Мы всё обсудили, и он меня благословил на работу. В храме ещё до меня работал другой художник, но своё дело не закончил.

— И сколько Вы там работали?

— Девять лет очень трудоёмких работ.

— А вообще давно пишете?

— Да всю жизнь! Правда, я сначала серьёзно к этому не относился. Долгое время был моряком, служил на флоте, но потом понял, что это не совсем моё, что я всё-таки художник. Мои картины в основном выполнены маслом, но техника исполнения различна. Произведения могут быть выполнены сильными, чуть ли не грубыми, «от души» сделанными мазками, то изображение словно бьёт в лицо, отталкивает и в то же время притягивает зрителя своей силой (например, картины «С.-Петербург», «Деревня Свердлово», «Карлштайн. Чехия»). Если мазки аккуратные, мелкие, то картина кажется тихой, нежной и будто зовёт подойти как можно ближе («Париж. Нотр-Дам», «Грот в Версале», «Венеция»). Когда мазка как такового почти не видно, картина напоминает тёмную гладь озера, которая гипнотизирует и манит нырнуть вглубь («Мост «Ленинградки», «Трасса Москва – Санкт-Петербург», «На вечернюю службу. Храм Святителя Тихона»). В любом случае, лучше работы видеть на выставке.

— Вы упомянули, что в храме делали роспись по технике холодной энкаустики. Можно поподробнее о ней узнать?

— Растапливается пчелиный воск, смешивается со скипидаром, и туда добавляется олифа. Всё, естественно, в определённых пропорциях. Получается довольно густая смесь, на которой разводятся краски. После этого краски блестят не так сильно, и изображение получается матовое, близкое к традиционной фресковой росписи.

— А откуда такая техника?

— Я с ней познакомился, ещё когда учился в институте.

— Как вообще можно было решиться на такую работу?

— Наверно, каждый художник мечтает создать такое, что останется не на год или два, а на десятилетия, а то и, дай Бог, на сотни лет. Поэтому, когда художнику предоставляется такая возможность, он, не задумываясь, берётся за подобную работу.

— Получается, здесь все сюжеты в росписи храма идут в определённой последовательности?

— Да, обычно на опорах церкви пишутся святые, так называемые «столпы» церкви, на стенах – библейские сюжеты, а наверху – херувимы.

Отец Владимир
Отец Владимир

— Какова вообще последовательность работы?

— Сначала мы с отцом Владимиром решаем, какой будет сюжет. Потом я делал форэскиз, приносил ему, вместе всё обсуждали, порой меняя что-то карандашный набросок, показывающий, каков будет сюжет, как будут расположены фигуры. Затем делал обычный эскиз, он тоже согласовывается и с помощью масштабной сетки переносил на стену. А вот купол – дело сложное, поэтому я из гипса отлил его модель, чтобы всё рассчитать, так как искажение изображения очень большое из-за сферической поверхности. Эскиз тоже сделал и на этом остановился – работы пока и так хватает.

Работа Евгения Бакланова
Работа Евгения Бакланова

— А старый материал для росписи не берётся? Вы ничего здесь не восстанавливали?

— Нет, старые росписи утрачены, всё разрабатывается заново. В основном берутся известные библейские сюжеты, но есть, например, и сюжет о новомученике, уже написанный «Мученическая смерть святого Фаддея, архиепископа Тверского».

Стена клинского телеграфа
Стена клинского телеграфа

— Как Вы настраивались перед работой?

— Есть молитвы специальные, да и отец Владимир благословлял каждый раз.

Улица Ленина
Улица Ленина

— А как прихожане реагировали на Вашу работу?

— Мы, конечно, прислушивались к их отзывам. Одна женщина даже сказала, что каким она представляла Христа, так Он здесь и написан. Услышать такое – это, конечно, главное. Вот для чего художник, наверно, и живёт. Бог если дал дар, значит, надо его как-то во славу Божью и использовать.

Член Союза художников Подмосковья Владимир Васильевич Глухов
Член Союза художников Подмосковья Владимир Васильевич Глухов

 

Архитектурный проект Евгения Бакланова
Архитектурный проект Евгения Бакланова

Джания Исманова, Василий Кузьмин, фотографии Василия Кузьмина

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама