Буквально за два дня в рамках «благоустройства» улицы Чайковского был снесен последний старинный, деревянный дом № 22/2 купцов Кузнецовых. Для многих клинчан он запомнился, как Дом учителя (зеленого цвета), а в последнее время, там находился профсоюз Управления образования и Комбинат школьного питания.
Теперь на этом месте планируется сделать стоянку для автомобилей и естественно всё это делается в рамках расширения улицы Чайковского.
Поговорив с родственниками купцов Тябликовых, Кузнецовых и Орловых удалось узнать немного об истории этого дома.
На втором этаже этого дома жили четыре сестры Кузнецовы – Анна, Вера, Любовь, Надежда и один из пяти братьев Алексей. Их мама — Софья Герасимовна была цыганка (дочь цыганского Баро), чтобы её взять замуж, купец Андрей Антипович Кузнецов заплатил в табор большой выкуп.
Несколько слов о некоторых детях четы купцов Кузнецовых Софьи и Андрея. А всего в семье Кузнецовых было 4 дочери и 5 сыновей. Анна вышла замуж за Николая Васильевича Орлова (владелец стекольного завода, ныне «Химлаборприбор»). Вера вышла замуж за Аркадия Анисимовича Тябликова (владелец кирпичного завода). Сын Алексея Кузнецова (брата Веры) – Владимир дружил с Любочкой Тябликовой (дочерью Веры и Аркадия Тябликовых). Именно Любочка со своим родным братом часто бывала в зелёном доме Кузнецовых и они были свидетелями праздничных гуляний, когда приезжали в Клин гости из цыганского табора. В большом зале «зелёного» дома пели и танцевали. И он же, сын Алексея, Владимир Алексеевич Кузнецов прошёл всю Великую Отечественную войну и вернулся с наградами и многочисленными ранениями. До войны он тоже попал под репрессии и вернулся в дом (рядом с домом учителя) там тоже жили Кузнецовы.
Но хочется вернуться к семье Веры и Аркадия Тябликовых. Молодая семья после венчания (1914 год) переезжает в большой красно-коричневый, кирпичный дом на улице Ново-Ямская (находится напротив отделения полиции). Они заняли половину второго этажа, а на другой половине жила семья старшего брата — Василия Анисимовича Тябликова.
Приблизительно до середины 1920 годов Вера и Аркадий с детьми спокойно жили в кирпичном доме на Ново-Ямской. Тогда уже шла большая волна раскулачивания. И предвидя действия событий после 1917 года, Аркадий заготавливает сруб для дома. И вот Аркадий также попадает под репрессии. Он был заключён в тюрьму, ныне это здание рядом с храмом Патриарха Тихона (Тихона Задонского) на улице Спортивная. Аркадия Анисимовича там сильно били и пытали, чтобы он сознался, где спрятал капитал и золото. Так ничего от него, не добившись, его совершенно больным отпустили. Свояк Николай Васильевич Орлов (женатый на сестре Веры — Анне), возил его на лечение в Москву, но спасти Аркадия не удалось – он умер.
Репрессии также коснулись Веры Андреевны Тябликовой и её детей. Их всех ночью выгнали на улицу, а потом погрузили, как скот в телячьи вагоны и отправили в Сибирь. Служанка Аграфена Григорьевна в момент ареста сумела взять шкатулку с драгоценностями и последовала за ними в ссылку. Продавая эти ценности, она подкармливала и детей, и Веру Андреевну (всю жизнь называя её барыней).
И только благодаря хлопотам и требованиям Николая Васильевича Орлова (он остановил работу стекольного завода) и только таким способом ему удалось вернуть в Клин семью Тябликовых (доехавших уже до Новосибирска).
Из заранее заготовленного Аркадием сруба дома (предугадавшего подобные события), рабочие кирпичного завода, для семьи своего хозяина отстроили новый дом. Именно в нём и поселилась Вера Андреевна Тябликова с детьми. Этот дом № 28(30) не сохранился (сейчас на этом месте спортзал МВД), он стоял рядом с ныне сохранившимся кирпичным двухэтажным домом на Ново-Ямской.
Несколько слов о детях Веры Андреевны и Аркадия Анисимовича Тябликовых. Старший сын Борис Аркадьевич стал кадровым военным и погиб на Курской дуге (могила находится под городом Орёл). Младший сын Валентин Аркадьевич прошёл всю Великую Отечественную войну, брал Берлин и вернулся с боевыми наградами. Дочь Любовь Аркадьевна занималась спортом, была очень активной, на параде на Красной площади участвовала в спортивно-гимнастической композиции. Находясь на самом верху, она отчетливо видела И.В. Сталина стоящего на мавзолее. Самое удивительное для неё – это то, что он был рыжеволосый и небольшого роста.
Несмотря на то, что семья и отец пострадали от советской власти, она всегда считала, что — эта власть много сделала для народа.
Именно Ирина Тябликова поделилась фотографиями и воспоминаниями своей бабушки (Любови Аркадьевны) о жизни Веры Андреевны и Аркадия Анисимовича.
Если вас заинтересовала эта информация, то пишите комментарии и задавайте вопросы.
Василий Кузьмин, фотографии автора и из архива Ирины Тябликовой
Большое горе, что такой прекрасный дом — украшение улицы Чайковского — был снесен! Как же так? Как могли упустить его историческую и архитектурную ценность, самобытность? Как не увидели в нем то, что он был и мог развиваться как достопримечательность города?Непоправимая несправедливость, беда!!! Что же касается вопроса, то вот что хотелось бы узнать: у купцов Тябликовых на продукции ставился знак/герб? Типично было для того времени иметь свой знак/герб (в советском периоде у каждого производства был свой знак, кажется)?- об этом было бы интересно узнать…