Кругосветка инженера Тимофеева: РКС и «морская космическая флотилия» СССР

НИИ-885 (сегодня — холдинг «Российские космические системы», входит в Госкорпорацию «Роскосмос») участвовал в создании корабельных траекторных и телеметрических измерительных комплексов для оснащения кораблей науки «Космонавт Владимир Комаров», «Академик Сергей Королев», «Космонавт Юрий Гагарин», «Космонавт Виктор Пацаев» и других.

Это была серия специальных кораблей советского Военно-морского флота, предназначенных для контроля параметров полета ракет-носителей на различных отрезках траектории. Один из них — океанографическое исследовательское судно «Маршал Неделин» — в 1984 году совершил кругосветное путешествие из Балтийского моря на Камчатку.

В НИИ-885 были спроектированы радиотехнические системы автоматизированного измерительного комплекса и вычислительный комплекс современнейшего на середину 80-х годов ХХ века судна, обеспечивающих высокоточное определение в открытом океане параметров движения космических аппаратов и головных частей ракетных комплексов.

Переход из Балтики в базу на Камчатке для дальнейшей эксплуатации планировалось осуществить за два месяца — c октября по декабрь 1984 года. Во время плавания необходимо было провести испытания корабля и его типовых систем, целевых радиотехнических систем, включая разработанное специальное программное обеспечение измерительных и управляющих комплексов.

Группу инженеров НИИ-885 на «Маршале Неделине» возглавлял сегодняшний ветеран, руководитель экспертно-аналитического центра РКС, а тогда — руководитель сектора Юрий Александрович Тимофеев. На протяжении всего перехода он вел записи своих наблюдений и впечатлений. Этот своего рода «бортовой дневник», заполненный фотографиями и графическими зарисовками, который можно назвать не только мемуарами, но артефактом эпохи «холодной войны» и соревнования социалистической и капиталистической систем, предлагается вашему вниманию.

Подготовка к переходу

Объем задач на переход потребовал привлечь специалистов-разработчиков. Была сформирована бригада из представителей НИИ-885, завода Ракетно-космического приборостроения и компаний кооперации. Юрию Тимофееву было поручено возглавить бригаду — быть техническим руководителем всего комплекса работ на целевых системах. На переход пошла гражданская команда корабля около тысячи человек и группа членов госкомиссии.

Юрий Тимофеев и его коллеги во время двухмесячного перехода проводили отработку приборов и систем вместе с офицерами и мичманами подразделений измерительного комплекса. У них сложились тесные деловые и товарищеские отношения, которые сформировались и окрепли за три года с момента строительства корабля.

В Балтийск бригада в полном составе прибыла за две недели до запланированной даты выхода в море — проходила непростая притирка в сложных ограниченных бытовых условиях. В это время продолжались работы по отладке и испытаниям систем.

«Гражданские специалисты были в центре внимания — военные контролировали ход работ, создавали комфортные условия работы и отдыха, — вспоминает Юрий Тимофеев. — Коллеги-инженеры размещались в офицерских каютах, столовались в офицерской кают-компании».

Участники «кругосветки» не забывали и о досуге: утром гимнастика, мини-футбол, волейбол, даже проводили забеги по палубе — на десять километров. Дважды в неделю смотрели кинофильмы, играли в КВН.

Из дневника Юрия Тимофеева

Отдать швартовы!

«Наконец наступил день начала похода — 29 сентября 1984 года. 10:30 — отданы швартовы. Мы пошли. Прошли шестимильную зону, корабль начали облетать самолеты стран НАТО. Пролетали на большой высоте с разных ракурсов. Позже прилетел датский военный вертолет, зависал над кораблем на высоте 20—30 метров. Из открытой двери кабины, сидя на полу, пассажир в военной форме долго фотографировал корабль с разных сторон».

Октябрь. Корабли НАТО, праздник Нептуна и сапфировые воды Атлантики

«2 октября. 8:00 — прошли мимо Дувра. Видны меловые откосы обрывистого берега. Действительно, Англия есть на белом свете. 12:24 — пересекли Гринвичский меридиан. 13:30 — мимо прошел английский фрегат «Ньюкасл»: водоизмещение 3,5 тыс. тонн, экипаж 275 человек, включая 21 офицера. Данные дали «бывалые» офицеры из нашего экипажа, уже неоднократно ходившие в походы на кораблях 5-й Тихоокеанской океанографической экспедиции».

«3-4 октября. Стоим в заливе, куда впадает река Сена, около северного побережья Франции. До Шербурга 40 км, до Парижа — 216. Пережидаем, чтобы не попасть в сильный шторм в Бискайском заливе».

«9 октября. 8:00 — дежурный по кораблю подает команду: «Форма одежды — тропическая». Пройдена широта пролива Гибралтар. Сейчас — широта Бейрута. С утра наполнили водой бассейн. Уже искупался два раза. Вода очень соленая. Цвет воды в Атлантическом океане — глубокий синий сапфировый. Вода как будто маслянистая. 17:30 — встретили дизельную подводную лодку. Говорят, что наша, советская».

«11 октября. Лежим в дрейфе на «банке», глубина 262 метра. Почти штиль. Солнце жжет. До тропиков 2,5 градуса по широте. Видел в воде близко у поверхности большого ската с размахом плавников около двух метров. У «банки» красивое имя — Эндевор».

«15 октября. Простояли на рейде 19 часов. Солнечно. Жарко. Рыба не ловилась. Как позже выяснилось, была включена специальная гидроакустическая система контроля за подводной обстановкой вокруг корабля. Ее сигналы распугали все живое вокруг. Почему зашли в Конакри? В составе экипажа на борту находилось подразделение морских вертолетчиков для отработки действий взлета и посадки вертолетов в разных условиях, на борту корабля в ангарах стояли два камовских вертолета. Так вот один из молодых лейтенантов после двух недель плавания получил нервно-психический срыв. Его спустили на берег, передали в руки представителей советской военной миссии для отправки самолетом в Москву».

«Довелось увидеть наших военных советников одной из стран Африки. При расставании этим представителям был отгружен черный хлеб из партии, которая ежедневно выпекалась для экипажа в пекарне камбуза. По их просьбе старший боцман собрал и передал комплекты близкой к списанию форменной рабочей одежды для местных работников миссии. Представители военной миссии рассказали, что за 30 кусков мыла можно выменять у населения хорошую обезьяну».

«16 октября. Разговаривал с Центром управления спутниковой связью (ЦУСС). Наконец получено указание коммутировать нас как абонента на узлы связи «Динатрон» и «Агат». Знакомые в ЦУССе обещали позвонить домой. В поход с обоих узлов связи командированы молодые офицеры для отработки программ обмена по спутниковым каналам связи между вычислительными комплексами корабля и полигонов. По моим данным, опыта такого обмена еще не было».

«17 октября. Перешли экватор — из осени в весну. Организовали праздник перехода экватора с Нептуном и «русалками». Новичков из экипажа мазали дегтем и бросали в бассейн. Все, кто впервые пересек экватор, получили от Нептуна «Охранные грамоты», дозволяющие бороздить океанские просторы. На вечерний чай были сладкие булочки».

«На корабле четырехразовое питание. В 7 утра завтрак, в 12 дня — обед, в 17 вечера — ужин и в 21—22 часа — вечерний чай. Еда без изысков, но здоровая и объемная. А после обеда по морскому распорядку — «адмиральский час».

«19 октября. Разговаривал по телеграфу с ведущим по заказу головного подразделения — печатал на телеграфном аппарате предложения и ждал ответной телеграфной ленты. Изложил перечень вопросов, которые необходимо проработать при приходе на Камчатку в место базирования».

«26 октября. Дошли до самой южной точки маршрута. Повернули на Восток. Вновь прилетел самолет «Шеклтон» из ЮАР».

«28 октября. Тепло, солнечно, ветер слабый. Вчера ночью было относительно ясно, видел отчетливо созвездие «Южный крест». А вечером была гроза. Здесь весна — будто конец апреля или начало мая. Вспоминается: «Люблю грозу в начале мая». А у нас это практически в ноябре».

Ноябрь. Индийский океан, остров Диего Гарсия и киты

«2 ноября. Вчера при заходе Солнца видел «Зеленый луч». После заката ярко красного Солнца, в момент его ухода за горизонт, вследствие рефракции возникает яркая точка света, по спектру переходящая от красного цвета к фиолетовому через зеленый».

«3 ноября. Сегодня в 7 утра впервые увидел фонтанчики двух китов. Прошли мимо них примерно в двухстах метрах».

«6 ноября. Мы снова в тропиках. Курс корабля изменился, пошли к острову Диего Гарсия — одной из главных военно-морских баз США в Индийском океане. Полная Луна, на небе хорошо видны Венера, Юпитер, Марс. Даже три спутника вокруг Юпитера. Была связь с Москвой. Получили поздравления с Днем 7 ноября. Пусть в общем виде — ото всех для всех сразу, но все равно приятно».

«7 ноября. Стоим в семи милях западнее Диего Гарсия. Штиль, воздух 28 градусов. Хорошо видны серебристые баки хранилища топлива. Много антенн. Самолеты. По большим кранам угадывается район причалов порта, мачты с проблесковыми маяками. Видны шарообразные радиопрозрачные укрытия антенн».

«Дважды корабль облетел «Орион» — самолет морской разведки США. Подлетал вертолет, но быстро вернулся на остров. Вслед за этим из порта вышли два катера, встали между кораблем и островом. Никакого интереса к нам не проявляют, даже обидно».

«13 ноября. За неделю заметно сократилась светлая часть дня. Идем Малакским проливом. Часто встречаются джонки рыбаков. Часть из них — краболовы, увешаны проволочными сетчатыми корзинами. Погода тихая. Волнения нет. Облачно. Временами моросит. Разошлись правым бортом с большим противолодочным кораблем «Осмотрительный». Связаться с ним по радио не смогли. Переговоры велись азбукой Морзе».

«В 15:30 обошли по левому борту специальный корабль — транспортировщик морских буровых платформ. Вода травянистого цвета, мутно блеклая. Глубина небольшая — 50—100 метров. Параллельным курсом идет сухогруз Parnasus Palmira Tsiris Lines».

«В 18:30 на горизонте наблюдалась очень живописная группа островов, поросших лесом. Между островами много корабликов».

«14 ноября. С 9:30 до 11:00 шли мимо Сингапура. Видны небоскребы, многоуровневые эстакады. Наблюдается грузовой порт огромной протяженности с нефтяными и газовыми терминалами. Над городом дымка. Переменная облачность».

«В 15:00 налетел шквал с ливнем. Гроза. Утром по правому борту наблюдался живописный остров Ию-Кечил с виллами между пальмами и маяком на возвышенности».

«16 ноября. Пасмурно. Сильный ветер. Где-то близко проходит ураган «Альберт». Нас начал сопровождать фрегат США с бортовым номером «12»: водоизмещение 4,6 тысяч тонн, скорость до 30 узлов, экипаж 170 человек. Вооружение — зенитный ракетный комплекс, крылатые ракеты, 76-мм пушки. На борту — два вертолета. Хорошо виден женский контингент».

«19 ноября. Двое суток идем со скоростью 6-8 узлов между двумя тайфунами — «Биллом» и «Кларой». В 18 часов параллельным курсом прошел авианосец США «Энтерпрайз». Его самолеты «Викинги» два раза за день облетали корабль. Под крыльями подвешено по торпеде. Сегодня купался в бассейне. Видимо, в последний раз».

«23 ноября. Температура воздуха — плюс 16 градусов, воды — плюс 20. Северный тропик. Значит, прощай тепло и Солнце, здравствуй зимняя погода! Рано утром и вечером в море много огней — рыбаки. Днем параллельно кораблю летела стая горлиц. Почему-то на Север, а не на Юг. В море пахнет осенью».

«В течение многих дней с момента выхода в Индийский океан организовывали сеансы связи для отработки программного обеспечения и технологий передачи данных с ЭВМ корабля в ЭВМ полигонов. По спутниковым каналам через центральные узлы связи. Поскольку в указанный период дневное время на корабле совпадало с дневным временем типового рабочего дня, когда ресурсы первичных сетей связи были использованы для обеспечения повседневной деятельности войсковых формирований, то для наших работ выделялись каналы в ночное время».

«Отрабатывали взаимодействие нескольких систем, впервые установленных на корабле, которые во взаимосвязи формировали канал передачи данных. Во-первых, это станция спутниковой связи «Кристалл-К» («Шторм»), модернизированная для работы в корабельных условиях, и цифровая аппаратура коммутации каналов. Во-вторых, новейшая система закрытия информации Т-230 с аппаратурой сопряжения с мультиплексором передачи данных МПД-3, входящим в расширенный состав ЭВМ ЕС-1033. Наконец, сама универсальная ЭВМ ЕС-1033, для которой впервые разрабатывалось программное обеспечение передачи данных по телеграфному и телефонному каналам спутниковой связи».

«24 ноября. В 9:00 было торжественное построение и отдание воинских почестей в память русских моряков, погибших в Цусимском морском сражении в 1905 году. До Владивостока осталось идти сутки».

Возвращение на Родину

«25 ноября. Чистое Солнце встает над Японским морем. В 14:00 (7:00 по московскому времени) бросили якорь в бухте Патрокл. Конец перехода. На открытом воздухе солнечно, ветрено, большая влажность. Мороз градусов 5-6».

«По заливу Патрокл хаотично перемещается целая флотилия разнородных маломерных катеров и моторных лодок – ловят селедку, гонятся за косяком. Мы тоже стали ловить рыбу с юта. Поймал одну штуку весом около 400 г, длиной 40,5 см, шириной 9 см. Она оказалась с икрой. Засолили».

«26 ноября. Днем корабль поставили к стенке. Вечером в установленном порядке пограничники «закрыли границу» — оформили наш приход из заграничного плавания».

«На причале нас встречали коллеги, прилетевшие во Владивосток продолжить работы по завершающим этапам программы государственных испытаний корабля. Вместе с ними на борт зашли члены госкомиссии. Пришлось уплотниться в жилищных условиях. Стали столоваться в офицерской кают-компании в третью смену».

«В порту отлаживать программное обеспечение не разрешали. Специалисты из сервисного центра провели профилактические работы на всех ЭВМ. До 2 декабря флотские спецы проводили свои работы для оценки состояния защиты по противодействию иностранным техническим разведкам».

Пора домой!

«3 декабря. В 9:30 корабль оттащили от стенки. После обеда разрешили работать на ЭВМ. Так начался переход в Петропавловск-Камчатский к месту постоянного базирования».

«10 декабря. 9:00 — полночь по московскому времени. Прибыли…»

«По прибытию все силы команды корабля были направлены на завершение выполнения программы государственных испытаний. Продемонстрировали членам госкомиссии возможности всех систем измерительного комплекса, в том числе под управлением вычислительного управляющего комплекса. Для проверок работы измерительного комплекса на берегу было смонтировано рабочее место имитатора бортовой аппаратуры. Провели проверки работы корабля и его систем по измерению параметров движения долговременной орбитальной станции «Мир». Для подтверждения ряда результатов, полученных во время перехода, были совершены несколько выходов из бухты стоянки в Тихий океан».

«Приближался Новый 1985 год. Программа испытаний успешно выполнена, предложения и замечания сформулированы. Задачи и сроки по замечаниям определили. Пора возвращаться на континент, домой».

Послесловие

Корабль измерительного комплекса «Маршал Неделин» активно использовался в 1980-х годах для обеспечения важнейших отечественных миссий в космосе. В 1985 году сопровождал сложный с технической точки зрения полет на «Союзе Т-13» космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных к «мертвой» станции «Салют-7» для ее «оживления». В 1986 году сопровождал полет на «Союзе Т-15» Леонида Кизима и Владимира Соловьева, выполнивших операцию по переносу оборудования со станции «Салют-7» на новую станцию «Мир». В 1988 году «Неделин» участвовал в обеспечении пуска ракеты-носителя «Энергия» и следил за полетом знаменитого корабля «Буран».

Судьбу «Маршала Неделина» во многом определила судьба всего СССР: начало 1990-х годов корабль встретил на плановом ремонте во Владивостоке, который сперва затянулся, потом не был окончен. К середине 1990-х «Неделин» стал помехой в бухте Золотой Рог, его убрали в бухту Улисс; а в 2000 году утянули в индийский Аланг, где находят финал многие корабли, — на разделку.

В наши дни измерительные комплексы разработки «Российских космических систем» продолжают работу по контролю параметров полета космических аппаратов и МКС. Холдинг разрабатывает и производит современные компактные мобильно-измерительные пункты (МИП) морского базирования, которые могут быть развернуты на судах. Созданные в РКС МИП морского базирования, как и МИП сухопутного базирования, входят сегодня в состав комплекса средств измерений, сбора и обработки информации (КСИСО) космодрома Восточный, который состоит из Восточного командно-измерительного пункта, мультисервисной системы связи и передачи данных наземного комплекса управления космическими аппаратами, морского измерительного комплекса и ряда привлекаемых командно-измерительных пунктов по всей России. Антенные, измерительные, телеметрические и информационные системы, комплексы, аппаратура разработаны специалистами «Российских космических систем» и предприятиями холдинга РКС — ОКБ МЭИ, НПО ИТ, НИИ ТП и других.

Источник: Госкорпорация «Роскосмос»

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама