Хочется начать свою статью с благодарности клинским краеведам, они помогли и подсказали мне материал для статьи — это Андрей Шугаев, Александр Лазуренко, Вячеслав Пернавский, Ида Папулова, Валентин Стариков и многие другие.
И начну с главной информации, несправедливо, что вся слава о пребывании П.И. Чайковского на клинской земле досталась дому помещика Сахарова, который располагался в деревне Слобода на южной окраине города Клин. И совершенно обделена этой славой другая географическая точка – это поместье Майданово.
А несправедливо вот почему, в этом доме, который сейчас называется домом музеем П.И. Чайковского. Петр Ильич прожил менее года, а вот в Майданово в общей сложности более 4-х лет, Также пик творчества Чайковского, который пришелся на клинский период, в основном был связан с Майдановым и в меньшей части с Фроловским. С домом музеем связана совершенно маленькая часть его творчества.
Когда же начался майдановский период? А начался он с планирования Петром Ильичем Чайковским своей творческой деятельности в 1885 году. На этот период он запланировал переделку своей оперы под названием «Кузнец Вакула». А опера в 1880 годах была в репертуаре и шла в императорских театрах в Петербурге была очень прибыльная и Петр Ильич решил её переделать чтобы (прокатить) её второй раз по сцене.
Тогда была такая ситуация если какое-то произведение переделать больше чем наполовину и дать ему новое название, то получалось новое произведение. А Петр Ильич на тот момент выработал определённый режим работы над своими произведениями и состоял он в том, что П.И. Чайковский не работал в Москве.
В Москве было практически невозможно работать, там высший свет, балы, встречи и для творческой деятельности не было условий.
Когда он писал свои произведения, то либо уезжал заграницу в основном зимой, либо снимал дачу у друзей или родственников и занимался написанием своих произведений. Но в зиму 1885 года он решил изменить устоявшийся порядок вещей, и он решил снять на год дачный дом где-то в Подмосковье.
1 января 1885 года в московской прессе он разместил объявление с прописанными требованиями к этому дому. Дом должен находится, на расстоянии не более 3-х часов езды на поезде до Москвы, также должен быть расположен на берегу реки, она должна быть удобной для купания и желательно наличие парка.
Дом должен быть с фундаментом, чтобы там можно было жить летом и зимой. На это объявление откликнулся один помещик Звенигородского уезда. Петр Ильич туда съездил, но дом ему не понравился и больше других предложений не было. И он уже было хотел поехать заграницу и вдруг его слуга Алексей Сафронов (уроженец Клинского уезда) предложил ему посмотреть дом помещицы Новиковой в Майданово. Помешица Новикова наряду с владельцем Демьяново, Владимиром Ивановичем Танеевым была коммерсантом в бизнесе занимающимся дачной деятельностью. Их усадьбы были приспособлены под сдачу участков и строений под дачи.
В Майданово Чайковскому всё понравилось. Более того они сошлись и по условиям оплаты. Петр Ильич посчитал возможным, снять не просто дачу, а большой барский двух этажный дом, годовая аренда дома была 1000 рублей. Для сравнения аренда 3-х комнатной квартиры в Москве, с ватер клозетом и духовым отоплением стоила 25 рублей в месяц.
В общем Майданово ему всё очень понравилось, дом был достаточно большой, на первом этаже было семь комнат, на втором этаже была гостиная и пять комнат и в том числе была отдельная столовая, отдельное помещение для слуг и отдельный каретный двор. Парк был достаточно большой с липовыми аллеями, беседками, мраморными вазами и клумбами.
Дом в был полностью меблирован и единственное чего не хватало – это кабинетного рояля. Договорившись с лучшим другом Петром Ивановичем Юргенсоном — представителем фирмы «Беккер» в Москве. И он на правах аренды Чайковскому был предоставлен кабинетный рояль. И этот рояль также путешествовал по всем местам, где жил Петр Ильич – это Фроловское, Майданово и Клин. Именно этот рояль в данное время находится в Доме музее П.И. Чайковского в Клину.
Майдановский творческий период начался сразу с переделки оперы, которая в последствии получила название «Черевички». Далее было переделано произведение «Кузнец Вакула» и он начал писать свое новое произведение, которое получило название «Мефистофель». Этому способствовали прогулки по набережной реки Сестры.
И было три маршрута которыми он путешествовал из Майданово в Клин и обратно. Во время таких прогулок он обдумывал свои новые произведения. Первый маршрут — это через деревню Праслово к Дмитровскому мосту, второй по берегу реки Сестры и третий также шел через деревню Праслово, но проходил там где сейчас пешеходный мост, а далее в Ямскую слободу и в Клин.
Интересно, что Петр Ильич был очень заядлый охотник и любил походить с ружьём. В Клину у него было полное охотничье снаряжение. И в апреле начиналась охота на вальшнепов и это было любимое занятие у местной знати и Чайковский участвовал в такой охоте.
Ещё будучи в Майданово П.И. Чайковский впервые ввел такое мероприятие как именины. На этот праздник он приглашал достаточно много гостей, бывали и его родственники. И на подобных встречах Петр Ильич очень любил всех чем-нибудь удивить, а в особенности кулинарными изысками.
И был случай, когда он сам, предварительно поехал на поезде в Москву и купил там живую стерлядь. Рыбу положили в корзину, засыпали льдом, но когда он поехал обратно, то из-за жары лед начал таять и в вагоне чуть не случился скандал. Но все таки этот деликатес он привез в Майданово и праздник удался, а в последствии празднование именин стало традицией.
Да лето 1885 года было очень жарким и в этот год в Клину случился большой пожар и выгорело 2/3 города. Сначала многие горожане пришли просто поглазеть на пожар, но когда огонь перекинулся на центр города и все жители, в том числе и Петр Ильич, побросали свои дела бросились тушить эту стихию. А после пожара Чайковский на безвозмездной основе принял в своём доме несколько семей погорельцев. Об этом событии осталось много, добрых воспоминаний старожилов.
Чайковский был достаточно общительным человеком, и с ним старалась сдружиться, как знать Клинского уезда, так и купечество. В больших друзьях у него был начальник Клинской железнодорожной станции Егор Егорович Никитин, но здесь дружба была с взаимным интересом.
Благодаря Никитину Чайковский всегда мог купить любой дефицитный билет, а Никитин мог получить льготный билетик на любой московский концерт. В это же время у Петра Ильича сложились хорошие отношения с полупрофессиональным хором Клинской железнодорожной станции, который выступал в качестве певческого хора в Троицком соборе (на Советской площади) и именно Чайковский помогал консультациями и приобретением литературы с новыми музыкальными произведениями.
Очень знаменитая история также связана с попечительством бесплатной Майдановской церковно-приходской школы, которая содержалась на деньги церкви. Задача такой школы дать минимальные знания по грамматике, арифметике и письму сельским детям. Деньги на это были, но именно настоятель Знаменской церкви в Майданово Георгий Боголюбский обратился с предложением материальной для воскресной школы.
У Новиковой на то время были финансовые затруднения, и Петр Ильич стал единственным благотворителем. Были закуплены новые учебники, тетради и различные расходные материалы. А также он очень внимательно интересовался учебным процессом и успехами детей.
А вот 1886-1887 года были плодотворными не только в плане творчества, но и посещении усадьбы Маданово дачниками. Было много шумных мероприятий и Чайковский переехал в другой дом помещицы Новиковой, который находился приблизительно, где сейчас располагается стадион и бассейн. Именно Новикова происходила из рода богатейших помещиков Карцевых, а их владения простирались от села Майданово до окраины Спас-Заулка.
В то время материальное положение Чайковского было хорошим и он нанял в услужение помимо Алексея Сафронова еще 4 слуг. И у него возникло желание приобрести у Новиковой участок земли и построить собственный дом, но из-за конфликта с оформлением нужных документов (раскрылись долги за землю), которые должен был бы оплачивать новый собственник и Чайковский категорически отказался от этого. Поссорившись с Новиковой Чайковский уехал жить во Фроловское. Но там также сначала всё было хорошо, но как только стали вырубать лес он уехал.
Только уже в 1891 году Чайковский снова возвращается к Новиковой в Майданово. А у неё в то время случился пожар, сгорело половина строений парка, но Петру Ильичу был предоставлен тот же барский дом.
Это был яркий творческий период. Он писал «Щелкунчика», «Спящую красавицу», но и тут произошла ситуация совершенно нетерпимая для Чайковского. Как-то утром возвращаясь с прогулки он заметил пропажу часов.
Из-за летней жары он не носил их с легкой одеждой и оставил на столике в спальне. Это были уникальные часы, совершенно роскошный подарок от баронессы Надежды Филаретовны фон Мекк, заказанный у парижских ювелиров в честь написания оперы «Орлеанская дева». Золотые часы (ценою более 400 рублей), как отдельное произведение искусства с одной стороны Жанна д Арк на коне, а с другой Аполлон в окружении муз.
Чайковский не только эти часы очень ценил, но и никогда не закладывал даже в тяжелые творческие периоды. Сразу было понятно, что часы кто-то украл и Чайковский поехал в Клин в уездное полицейское управление. Начальником там был Петр Андреевич Берс (шурин Льва Толстого). Берс понимал, что это знаменитый человек и будет большой скандал.
При тщательном расследовании выяснилось, что помимо часов пропали карандаши, перочинный ножик и игральные карты. Следователи сделали вывод, что кражу совершил ребенок. В услужении у Новиковой были три мальчика, но селяне сразу указали на одного из них – Федю. Он был хулиганистый и склонен к таким поступкам.
Его арестовали и допрашивали в жесткой форме и он сначала признался, сказав, что часы спрятал в парке, указав несколько мест и многие селяне с энтузиазмом перерыли весь парк, но пропажу так и не нашли. Потом Федор поменял показания и указал на сына Новиковой. Но ничего не нашли и отношения у Петра Ильича с клинской полицией остались не очень хорошие, а с Новиковой Чайковский рассорился и полностью съехал с Майданово, закончив на этом там и своё творчество.
Часы так и не были найдены, но они вписаны в завещание. Но о Майданово Петр Ильич не забывал никогда и будучи в Клину ходил пешком в Майданово теми же путями и общался со своими старыми знакомыми.
Василий Кузьмин, фото из архива Александра Лазуренко и автора статьи