Начиная с середины восьмидесятых выпускники железнодорожной школы №12 не приходят в свою любимую школу, а ежегодно встречаются либо на природе, либо за столиками удобного кафе.
Это происходит и по сей день, а причина этого в современной подаче названия этой школы. Вот как оно звучит в «Клинпедии» (породия на википедию хотя на древнегреческом, paidia, означает образование) и вот как гласит запись там: Школа №12 (Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями, школа для умственно отсталых.
Да звучит не приятно, но хоть да в настоящее время — это название и пишется иначе, но смысла это не меняет. Хочется поделиться большой историей об ученике этой замечательной школы. Начну с события, которым школа гордилась всегда в ней учился лётчик-космонавт герой Советского Союза Юрий Петрович Артюхин. Он родился в 1930 году в деревне Першутино дом № 22, в семье военного лётчика. В 1948 году окончил десять классов Клинской железнодорожной школы № 12.
3 -19 июля 1974 года Ю.П. Артюхин совершил космический полёт в качестве бортинженера (командир экипажа – П.Р. Попович) на космическом корабле «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3» по программе «Алмаз» продолжительностью 15 суток 17,5 часов. Позывной – Беркут-2.
А история создания школы началась ещё в первые годы эксплуатации Николаевской железной дороги Клин получил не только вокзал. В районе старого Чепеля (название из народного обращения Чепель – основатель чугунолитейного завода ныне – это Станкостроительный завод) был создан целый железнодорожный городок, состоящий из нескольких десятков строений (улица Трудовая).
Ведь возникла необходимость обслуживать путевое хозяйство, люди переезжали семьями, селились в комфортных (по меркам того времени) бараках.
Для того чтобы учить детей, в 1890 году возвели железнодорожное училище. Это было красивейшее здание, выполненное по проекту Константина Тона, автора Ленинградского вокзала в Москве и Московского – в Петербурге. Благодаря снимку, сделанному Василием Андреевичем Беликовым в начале ХХ века, мы знаем, как оно выглядело в свои лучшие годы.
До сегодняшнего же дня дожили лишь руины центрального входа. Но даже в столь плачевном состоянии эта часть сооружения впечатляет утончённостью архитектурных деталей, тяготеющих к стилю классицизма.
После революции 1917 года училище преобразовали в школу для детей железнодорожников. В 1939 году поблизости возвели новое здание, а в старом создали вечернюю школу.
Вот такая история, но самое прекрасное, что в этой школе учились и мои родители и родители моих одноклассников живущих в Першутино, Лаврово, Стреглово, Борисово и из других близлежащих деревень.
Учителями были большие профессионалы и назову только тех кого сразу вспомнил – это Андрей Федорович Металличенко, Раиса Петровна Буякова, Полина Сергеевна Кузнецова, Ирина Николаевна Федорова, Михаил Михайлович Фут я не хочу никого обидеть, но все педагоги нашей школы были профессионалами с большой буквы. И они умели научить и правильно передать свои знания ученикам.
Выпускники этой школы 1980 – 1982 собрались в уютном кафе, вспоминали одноклассников, учителей и различные события из школьной жизни.
Именно такие встречи очень важны, не только как ностальгия, но и патриотизм к своей стране, а также больше всего это нужно для душевного равновесия в жизни. Ведь именно школа была для нас вторым домом и годы проведённые в стенах учреждения формировали психологию взаимодействия с людьми, давали настоящую профессию или направление к ней, а также раскрывали скрытые таланты.
Спасибо всем моим одноклассникам, что принимали меня таким, какой я есть, а учителям мой низкий, земной поклон за подаренные знания и раскрытый талант.
Василий Кузьмин, фото автора и из свободного Интернета