Запуск космических аппаратов «Экспресс АМУ-3» и «Экспресс АМУ-7»

На 12 декабря 2021 года в 15:09 по московскому времени с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» запланирован парный запуск космических аппаратов «Экспресс-АМУ7» и «Экспресс-АМУ3».

Космические аппараты «Экспресс-АМУ7» и «Экспресс-АМУ3» − это коммерческие геостационарные телекоммуникационные аппараты среднего класса, изготовленные предприятием «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») на базе спутниковой платформы «Экспресс-1000Н» в интересах российского спутникового оператора ФГУП «Космическая связь» для развития орбитальной группировки Российской Федерации.

Они предназначены для обеспечения услуг фиксированной и подвижной связи, цифрового телерадиовещания, высокоскоростного доступа в Интернет, а также передачи данных на территории России и в странах СНГ в C, Ku и L — диапазонах. Модульное построение аппаратов обеспечивает параллельное и независимое изготовление и испытания платформы и полезной нагрузки. Применение высокотехнологичной платформы обеспечивает высокие технические и эксплуатационные характеристики космического аппарата.

Экспресс-АМУ7

Космический аппарат «Экспресс-АМУ7» предназначен для работы в орбитальной позиции 145° восточной долготы и оснащён 16-ю активными и двумя дополнительными транспондерами, работающими за счёт использования резервного оборудования, в C-диапазоне, 20-ю активными транспондерами в Ku-диапазоне и 1 активным транспондером в L диапазоне.

В состав аппарата входит полезная нагрузка, предназначенная для приёма, малошумящего усиления и преобразования частоты принятого сигнала, в соответствии с шириной рабочей полосы каналов, а также ретрансляции принятого сигнала.

Фиксированная зона обслуживания для точки 145° в.д.

Дополнительно полезная нагрузка в С-диапазоне обеспечивает глобальную зону обслуживания (глобальный луч), формируемую антенной с шириной диаграммы направленности 15°х15° для подключения маяков.

Дополнительно полезная нагрузка в Ku-диапазоне обеспечивает глобальную зону обслуживания (глобальный луч) для подключения маяков.

Глобальная зона обслуживания L-диапазона

Экспресс-АМУ3

Космический аппарат «Экспресс-АМУ3» предназначен для работы в орбитальной позиции 103° восточной долготы и оснащён 7-ю активными транспондерами в C-диапазоне и двумя активными транспондерами в L-диапазоне. В Ku-диапазоне имеет перестраиваемую архитектуру:

  • 8 активных транспондеров (Миссия 1)
  • 22 активных транспондера (Миссия 2)

В состав аппарата входит полезная нагрузка, предназначенная для приёма, малошумящего усиления и преобразования частоты принятого сигнала, в соответствии с шириной рабочей полосы каналов, а также ретрансляции принятого сигнала.

Фиксированная зона обслуживания для точки 103° в.д.

Дополнительно полезная нагрузка в С-диапазоне обеспечивает глобальную зону обслуживания (глобальный луч), формируемую антенной с шириной диаграммы направленности 15°х15° для подключения маяков.

Фиксированная зона обслуживания миссии 1 для точки 103° в.д.

Фиксированная зона обслуживания миссии 2 для точки 103° в.д.

Глобальная зона обслуживания L-диапазона

Схема выведения космических аппаратов

 Высоты орбит указаны для сферической Земли радиусом RЗ=6371 км
Высоты орбит указаны для сферической Земли радиусом RЗ=6371 км

Для полета ракеты-носителя «Протон-М» используется типовая трасса с выделенными районами падения отделяемых частей ракеты космического назначения. Данная трасса обеспечивает наклонение опорной орбиты 51,55°. После отделения орбитального блока от ракеты-носителя дальнейшее его выведение на целевую орбиту осуществляется разгонным блоком «Бриз-М» по типовой схеме выведения с 5-ю включениями маршевого двигателя разгонного блока.

Для полета ракеты-носителя «Протон-М» используется энергетически выгодная схема выведения с доразгоном, при которой ракета выводит орбитальный блок на незамкнутую суборбитальную траекторию, а довыведение орбитального блока на опорную орбиту (импульс доразгона) выполняет разгонный блок «Бриз-М».

Общая длительность выведения от момента старта ракеты-носителя до момента отделения первого космического аппарата «Экспресс-АМУ7» составит 17 часов 50 минут, для второго «Экспресс-АМУ3» — 18 часов 7 минут.

Довыведение космических аппаратов осуществляется при помощи двигательной установки на базе двух ЭРД СПД-100В и одного ЭРД СПД-140Д. Довыведение совмещено с приведением аппаратов в рабочую точку, что позволяет минимизировать срок ввода спутников в штатную эксплуатацию.

Срок довыведения спутника «Экспресс-АМУ7» составит не более 56 суток, а «Экспресс-АМУ3» — не более 59 суток.

Протон-М

«Протон-М» — ракета-носитель тяжелого класса. Она предназначена для запусков различных космических аппаратов по государственным и коммерческим программам. Сегодня ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» обеспечивает выведение на геопереходную орбиту полезную нагрузку массой свыше 6 тонн, а непосредственно на геостационарную орбиту — до 3,3 тонны.

В первой ступени используются шесть жидкостных ракетных двигателей РД-276, которые были разработаны НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») под наименованием РД-275М. Работу второй и третьей ступеней обеспечивают жидкостные двигатели разработки Конструкторского бюро химавтоматики (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»). На второй ступени установлено три РД-0210 и один РД-0211, на третьей — двигательный блок РД-0212 (состоит из основного двигателя РД-0213 и рулевого РД-0214).

«Протон-М» представляет собой развитие ракеты-носителя «Протон-К» и обладает улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками. Разработчиком и производителем «Протона» является Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»).

Основа системы управления ракеты — бортовой компьютер «Бисер-3» Научно-производственного центра автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина (входит в состав Госкорпорации «Рососмос»).

Ракета-носитель «Протон-М» состоит из трех ускорителей, соединенных по тандемной схеме. На всех ступенях установлены высокоэкономичные двухкомпонентные жидкостные ракетные двигатели, работающие по замкнутой схеме.

  • Основа космической транспортной системы России;
  • отработанная конструкция, за время эксплуатации — 425 пусков (всех модификаций);
  • продемонстрированные возможности по осуществлению широкого спектра запусков, востребованных на рынке коммерческих запусков.

Длина — 56,2 м, максимальный диаметр — 7,4 м, стартовая масса — около 705 т. Применяемый в настоящее время головной обтекатель имеет длину 15,3 м и диаметр 4 м.

Бриз-М

Разгонный блок «Бриз-М» разработан и изготавливается Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева. Используется для запусков с тяжелой ракетой-носителем «Протон-М». Обеспечивает выведение космических аппаратов на низкие, средние, высокие и геостационарную орбиты.

«Бриз-М» состоит из центрального блока и дополнительного сбрасываемого топливного бака. В составе ракеты-носителя «Протон-М» выводит на геостационарную орбиту полезный груз массой до 3,3 т, а на геопереходную орбиту — свыше 6 т.

В качестве маршевого двигателя в разгонном блоке применяется жидкостный ракетный двигатель 14Д30 Конструкторского бюро химавтоматики, двигателей малой тяги — четыре 11Д458 и двенадцать 17Д58Э НИИ машиностроения.

Основа системы управления — вычислительная машина «Марс-3М» Московского опытно-конструкторского бюро «Марс». Начиная с запуска 9 июня 2016 года на «Бризе-М» стала устанавливаться модернизированная бортовая радиотелеметрическая система «ПИРИТ-РБс» (изготовитель — Российские космические системы, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»), которая позволила уменьшить вес телеметрической аппаратуры примерно на 5 кг (с 14 кг до 8 кг). Это повысило энергоэффективность разгонного блока.

Источник: www.roscosmos.ru

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама