В период с 24 по 26 ноября 2021 года запланированы запуск и стыковка узлового модуля «Причал»

В соответствии с российской программой полета Международной космической станции на 24 ноября 2021 года запланирован пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с транспортным грузовым кораблем-модулем «Прогресс М-УМ» и узловым модулем «Причал».

Модуль «Причал» предназначен для наращивания технических и эксплуатационных возможностей российского сегмента Международной космической станции. Он стыкуется к надирному узлу многоцелевого лабораторного модуля «Наука».

Предстоящие операции:

  • Запуск модуля «Причал» запланирован на 24 ноября в 16:06:36 мск
  • Расстыковка грузового корабля «Прогресс МС-17» вместе с «проставкой» пассивного стыковочного агрегата модуля «Наука» запланирована на 25 ноября в 14:18 мск
  • Стыковка корабля-модуля «Прогресс М-УМ» запланирована на 26 ноября в 18:25 мск
  • Отделение приборно-агрегатного отсека от узлового модуля «Причал» запланирована на 22 декабря в 01:20 мск

Узловой модуль предназначен для решения следующих задач:

В составе транспортного грузового корабля-модуля «Прогресс М-УМ»:

  • Выведение и полет с орбиты выведения до монтажной орбиты;
  • обеспечение сближения и стыковки в автоматическом режиме (телеоператорный режим управления — резервный режим) к многоцелевому лабораторному модулю «Наука»;
  • обеспечение функционирования приборно-агрегатного отсека корабля в составе российского сегмента Международной космической станции, подготовки к отделению и отделения его от узлового модуля;
  • доставка на российский сегмент Международной космической станции грузов общей массой не более 700 кг.

В составе российского сегмента Международной космической станции:

  • Обеспечение возможности стыковки к узловому модулю «Причал» до пяти объектов;
  • обеспечение возможности перестыковки изделий, оснащенных манипулятором-перестыковщиком, с осевого порта на боковой и обратно;
  • обеспечение и контроль совместно со средствами российского сегмента МКС, необходимых условий жизнедеятельности экипажа в гермоотсеке узлового модуля «Причал»;
  • предоставление электрических, гидравлических и механических реконфигурируемых интерфейсов и интерфейсов газообмена между пристыкованными к узловому модулю «Причал» изделиями;
  • транзитная передача топлива от транспортных грузовых кораблей через магистрали дозаправки и гидроразъёмы стыковочного агрегата в модуль «Наука» и другие модули (в последствии), а также обратно в грузовой корабль с обеспечением дренажа перед отделением корабля;
  • трансляция цепей подзаряда и объединенного питания с модулем «Наука» на пристыкованные объекты.

Транспортный грузовой корабль-модуль «Прогресс М-УМ» представляет собой сборку узлового модуля «Причал» с приборно-агрегатным отсеком посредством вновь разработанного переходного отсека. Приборно-агрегатный отсек по конструкции соответствует приборно-агрегатному отсеку базового корабля «Прогресс М» с доработками по увеличению его жесткости и прочности в связи с увеличенной до 8 180 кг массой корабля.

Баллистическая схема полета до стыковки с МКС аналогична базовому кораблю «Прогресс М» (двухсуточная с возможностью увеличения длительности при возникновении нештатных ситуаций). Стыковка узлового модуля производится к многоцелевому лабораторному модулю «Наука».

Схема полета приборно-агрегатного отсека после отделения от узлового модуля «Причал» аналогична схеме полета данного отсека кораблей-модулей «Прогресс М-СО1» (с модулем «Пирс») и «Прогресс М-МИМ2» (с модулем «Поиск»). Номинальная продолжительность полёта связки после отделения — до трех витков. Запасами топлива обеспечивается штатное и повторное сближение и стыковка с последующим сходом с околоземной орбиты.

Циклограмма автоматической стыковки полностью аналогична базовому кораблю «Прогресс М». В случае отказов на участке причаливания имеется возможность завершения стыковки в телеоператорном режиме управления.

Ракета-носитель «Союз-2.1б»

Союз-2.1б — модификация (этап модернизации — 1б) ракеты-носителя «Союз-2». Разработана и изготавливается Ракетно-космическим центром «Прогресс» (г. Самара, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»). Предназначена для запусков различных космических аппаратов, в том числе военного назначения.

Представляет собой трехступенчатую ракету-носитель среднего класса. Стартовая масса — 312 т, максимальная длина — 46,3 м. Оснащена системой управления на основе цифровой вычислительной машины «Малахит-3» Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова (г. Екатеринбург, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»).

На первой и второй ступенях применяются жидкостные ракетные двигатели РД-107А и РД-108А разработки Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко (г. Химки, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»), на третьей — четырехкамерный ЖРД РД-0124 Конструкторского бюро химавтоматики (г. Воронеж, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос»).

Этап модернизации 1Б: дополнительно к мероприятиям этапа 1А используется новый двигатель на блоке 3 ступени с повышенными энергетическими характеристиками. Это позволило повысить точность выведения, устойчивость и управляемость ракеты-носителя, а также использовать сборочно-защитный блок с головным обтекателем диаметром 4,11 м и длиной 11,43 м.

Первый испытательный пуск ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1А успешно состоялся 8 ноября 2004 года с космодрома Плесецк. Первый коммерческий пуск ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1А осуществлен в 2006 году с европейским метеорологическим космическим аппаратом Metop. Летные испытания ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1Б начаты 27 декабря 2006 года запуском с космодрома Байконур французского исследовательского аппарата Corot.

Источник: www.roscosmos.ru

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама