Многих удивляет, как с помощью только черного и белого цвета можно передать полутона и сделать рисунок объемным. А вот графика именно такой вид искусства. И вот такое интервью получилось с прекрасным художником Алексем Алексеевичем Ларионовым.
— Расскажите, пожалуйста, о себе. Как Вы начали заниматься рисованием?
— Родился я в Клину в семье педагогов. Рисованием увлекся с детства. Сколько себя помню, рисовал всюду: в детском саду, в школе, в армии. После демобилизации меня по путевке горкома комсомола направили на службу в милицию, и там мое умение рисовать также пригодилось. Прошел патрульно-постовую службу, конвоирование, работу с собаками, завершил службу участковым. Окончил Московскую школу милиции, получил диплом юриста. По болезни был комиссован, а всего отслужил в милиции почти 15 лет. Пришлось менять профессию, вспомнил рисование и черчение. Два года преподавал черчение в ПТУ № 51.
— На Вашем творчестве сказалось большое влияние Ваших родителей. Расскажите, пожалуйста, о них.
— Родители у меня учителя: отец, Алексей Степанович, преподавал черчение и рисование, мама, Наталья Акимовна, преподавала русский язык и литературу. Она во время войны после снятия оккупации закончила Загорский педагогический институт и долгое время преподавала в бывшей Данховской средней школе близ Аксенова. Позднее она работала завучем в вечерней школе рабочей молодежи в Клину, а затем в школе № 16. Отец до войны поступил в Суриковское художественное училище. В 1942 г. был призван в армию, а в 1943 г. после окончания в Болшеве Московского высшего военного инженерного училища младшим лейтенантом он был направлен на фронт. Будучи командиром взвода разведки саперного батальона, отец участвовал в боевых действиях в Ясско-Кишиневской операции, в освобождении Украины, Венгрии и Румынии. В Румынии в конце 1944 г. он был тяжело ранен и остался на всю жизнь инвалидом. Закончить художественное училище ему не удалось, но это был педагог с большой буквы, у него учились многие клинские художники: Александр Солодовников, Евгений Бакланов, Арсен Кучухидзе, Валерий Тюрин, Стас Саланович, Елена Тальман и многие другие.
— У кого и где Вы учились рисованию?
— Главный мой учитель — это отец. Когда я серьезно начал рисовать, отца уже не было рядом и мне очень не хватало его советов. Он был не просто очень сильным художником, но и прекрасным педагогом. Сейчас мой учитель и авторитет – ученик моего отца Александр Солодовников. Без его рецензии ни одна картина не представляется на суд зрителя. Благодаря ему я окончил ЗНУИ им. Крупской, который вместо положенных 5 лет я закончил за три с половиной года. Показав на приемной комиссии свои работы, я поступил сразу на 2 курс. Тогда я уже серьезно работал и оформлял различные газеты. А когда привез рисунки на групповой показ, то преподаватель чуть ли не до небес вознес мои работы по сравнению с работами других учеников. Это помогло мне досрочно закончить университет. Стараюсь изучать других мастеров живописи это Шишкин, Айвазовский графику Фаворского. А в работах Верещагина поражает страшная правда о войне.
— Почему Вы рисуете графику?
— Хоть отец и писал маслом, но мне с детства нравилась графика. Меня всегда удивляло как с помощью только черного и белого можно суметь передать полутона и сделать объемным. С 4 класса я полюбил черчение, что мне очень пригодилось в армии. Когда все в 7 классе ученики выполняли задание по программе, мне отец давал другое, более сложное задание, например, начертить гнутую трубу в трех проекциях. До слез доходило, но делал. На различных собраниях, мне надо было чем-то занять свои руки, тогда я рисовал — ручкой или карандашом, что было под рукой. Вообще черчение и графика очень связаны между собой.
— Что сложнее: писать маслом или работать пером?
— Однозначно сказать трудно. Маслом этюд можно написать за несколько часов, а вот с графикой сложнее. Даже с малой миниатюркой трудишься очень долго и кропотливо, эта работа очень тонкая и трудоемкая. Если рисуешь зверька, надо обязательно показать шерстку так чтобы рука сама тянулась ее потрогать; если делаешь картину на историческую тему — сначала нужно проработать кучу материала. Для людей — найти костюмы той эпохи, для местности — соблюсти все исторические подробности, даже то, что находилось тогда на заднем плане. И только потом приступать к работе.
— Можете рассказать интересные случаи из Вашей творческой жизни?
— Приведу один. Будучи участковым инспектором, заведующая сберкассой пожаловалась, что не может найти художника для оформления стенда. В углу на фоне знамени должен быть нарисован Ленин. Я предложил выполнить эту работу. Гуашью, воспроизвел портрет — не понравилось, тогда обвел его черной краской — опять не то, обвел коричневой рисунок стал выглядеть нормально, но рельефно. И когда я зашел через месяц, то увидел всего измалеванного Ленина, потому что многие, думая, что рисунок наклеен, а не нарисован и каждому хотелось в этом убедиться и потрогать пытались, но только размазывали гуашь.
— Есть у Вас большая мечта?
— Мне хотелось бы сделать большую и по возможности полную выставку работ отца. Также сделать свою персональную выставку. У меня много планов и дай Бог успеть реализовать хоть половину. Жаль, что серьезно я начал рисовать поздновато.
Он успел осуществить задуманное, но ушел из жизни. Этот талантливый человек, навсегда останется в нашей памяти в прекрасных работах – это художник с большой буквы Алексей Алексеевич Ларионов.
О себе, как о художнике, Алексей Алексеевич практически никогда не говорил, принижая свой талант. О своих работах мог поведать только в тесной дружеской компании. А вот кумиром для него был всегда его отец – Алексей Степанович Ларионов. О нем, он мог говорить часами, показывая его работы.
Жаль, что теперь этого человека уже нет с нами, но остались его прекрасные работы и огромный архив работ его отца, А.С. Ларионова. Именно в память об этих талантливых самородках Клинского края хочется сохранить для будущего поколения их творения.
Василий Кузьмин, фото автора