Комета Биелы и Андромедиды

Короткопериодические кометы с каждым приближением к Солнцу становятся все слабее. Многие из них не выдерживают и нескольких сближений. Утрачивая летучие вещества, они перестают существовать как кометы, теряясь в космическом пространстве. Иногда процесс сближения кометы с Солнцем или планетой сопровождается её дроблением на несколько частей или множество мелких фрагментов.

Комета Биелы была открыта в 1772 году французским астрономом Жаком Монтенем, но доказал, что она короткопериодическая с периодом обращения вокруг Солнца около 6,5 лет немецко-австрийский астроном Вильгельм фон Биела только в 1826 году, поэтому комету назвали его именем. В самом начале 1846 года комета хорошо была видна с Земли. Она двигалась по небу в точном соответствии с расчётами астрономов и вдруг распалась на два фрагмента!

Комета Биелы в феврале 1846 г. Рисунок австрийского астронома Эдмунда Вайсса.

Одним из первых это заметил американский астроном Мэтью Мори. Известие о распаде кометы привлекло внимание астрономов из разных стран, которые отмечали, что оба компонента чередовались по яркости, развивая параллельные хвосты по мере движения к перигелию.

Последний раз комету видели в 1852 году. В ноябре 1872 года, вскоре после пересечения Землёй орбиты кометы, наблюдался крупный метеорный поток, который повторялся во все последующие годы ожидаемого появления кометы в 19 веке.

Метеорный поток Андромедиды 27 ноября 1972 года. Иллюстрация французского журналиста, популяризатора астрономии, Амеде Гиймена.

Поток получил название Андромедиды, так как его радиант находился в созвездии Андромеды. По мнению учёных, он порождён распавшейся кометой Биелы. В дальнейшем активность этого потока сошла на нет, и в настоящее время он не наблюдается.

Несмотря на весьма вероятный окончательный распад кометы, информация о её повторных наблюдениях неоднократно появлялась в прессе и в 20-м веке. Однако большинством исследователей эти сообщения признаны ошибочными.

Источник: www.planetarium-moscow.ru