В Клину, когда убрали ангар, то выяснилось, что стяжка пола платформы сделана с помощью рельс с клеймом Демидовского Нижне-Тагильского завода. Также такие рельсы вкладывались в перекрытия и несущие части домов стрелочников вдоль железно-дорожного полотна Москва — Тверь.
В Твери на улице во дворе Пролетарки дом 105 есть рельсы с клеймом: Демидова, Нижне-Тагильские заводы, месяц, год и сталь.
Если прокат рельсов производился по заказам казенных железных дорог, то перед заводским клеймом ставилась аббревиатура той железной дороги для которой выполнялся заказ: З.Ур.ж.д. — Западно-Уральская железная дорога; Тр.ж.д. — Троицкая железная дорога; Сем.ж.д. — Семиреченская железная дорога; М.-Каз.ж.д. — Московско -Казанская железная дорога; А.-М.ж.д. — Ачинско-Минусинская железная дорога и т.д.
Есть небольшая экспозиция рельсовых клейм в Учебно-методическом центре на Горьковской железной дороге, так там представлено демидовское клеймо с указанием цены: «Демидова Н.Т.З. МЦА СТАЛ ЦЕНА 15000 рублей».
Весьма интересная информация относительно клеймения рельс попалась в «Сборнике пояснительных записок и расчетов к проектам по сооружению новых линий Общества Рязанско-Уральской железной дороги 1892-1901 годы». Каждый рельс должен иметь необходимые клейма. На шейке рельса должны быть выкатаны выпуклыми в один миллиметр буквами и знаками вышиной в один дюйм клейма завода, с обозначением месяца и года прокатки, буквы: «Р.У.Ж.Д.».
Также должны быть обозначены номера плавки, штампованные в горячем состоянии.А буковки М.Р.Ж.Д. на демидовском рельсе, — это Московско-Рязанская железная дорога. Буковки МКзЖД означают принадлежность рельса к Московско-Казанской железной дороге, — есть еще буковки О.М.К.Ж.Д. Общество Московско-Казанской железной дороги.
В Москве в Большой Трёхгорном переулоке в доме № 6 несущие металлоконструкции выполнены из железнодорожных рельсов. Здание 1912 года постройки, архитекторы — Владимир Попов и Роман Клейн. Принадлежало киевскому мещанину Симеону Викторовичу Бимману. Размеры рельсы: ширина основания (подошва) 11,4 сантиметров; высота 12 сантиметров; ширина верхней части 6,3 сантиметров, толщина стойки 2,0 сантиметра.
Жаль, что исторический материал исчезает, а в музее нет этого экземпляра.
Василий Кузьмин, фото и видео автора