Железнодорожная ветка Клин — Высоковск или путь в никуда

Мост через реку Липня и тепловоз

Именно так хочется сказать о железно-дорожной ветке Клин – Высоковск. Она пережила революцию и две мировые войны, но не капитализм. Всё это как нельзя лучше характеризует некогда десятикилометровой путь, а сегодня он просто разобран.

Итак, в 1914 году наша страна вступила в Первую мировую войну. Позади остался 60-летний юбилей открытия железнодорожного сообщения в России, отмеченный Министерством Путей Сообщения. Первая в России массовая железная дорога, названная Николаевской, а после революции переименованная в Октябрьскую, была проложена в том числе и через Клинский уезд. За 60 лет эксплуатации уже всем стало понятно, какие выгоды приносит стальная магистраль. Если линию Москва-Петербург называют «главным ходом» Николаевской железной дороги, то к ней стремились присоединиться как местные железнодорожные пути, как например из Бологое до Рыбинска или из Чудово в Великий Новгород, так и многочисленные заводы и фабрики, строили свои подъездные пути. Иногда такой подъездной путь имел достаточно большую длину, становясь своеобразным МПС в миниатюре.

Мост через реку Липня и тепловоз
Мост через реку Липня и тепловоз

Одной из таких местных подъездных железнодорожных линий была железная дорога широкой колеи из Клина в Высоковск (в те времена — рабочий посёлок Высоковский) построенная в 1914 году (но официально открытая тремя годами позже). Основная цель строительства — обеспечение железнодорожным транспортом Высоковской мануфактуры (прядильно-ткацкой фабрики), но с возможностью пассажирского движения.

Нынешний вид на мост через реку Липня
Нынешний вид на мост через реку Липня

Примечательно, что на момент открытия линии широкой колеи, в Высоковске уже несколько лет функционировала узкоколейка, по которой на Высоковскую мануфактуру с 1910 года подвозили торфяные брикеты (топливо) с Саньковских торфоразработок.
Появление современного транспорта дало мощный импульс развитию Высоковска.

Борисово переезд и тут же была остановка для пассажиров
Борисово переезд и тут же была остановка для пассажиров

Сначала рабочий посёлок получил статус райцентра, а в 1940 году преобразован в город Высоковск. Несмотря на то, что дорога строилась на вполне исключительно промышленные цели, в Высоковске построили пассажирский вокзал, сохранившийся до наших дней, дополнительно был устроен остановочный пункт «Борисовский переезд».

Высоковск пассажирский вокзал
Высоковск пассажирский вокзал

А для стабильной работы линии, построили две казармы для путевых обходчиков, по проекту, аналогичному казармам на Главном ходу. Один дом обходчика был за нынешней автоколонной он полностью разрушен, есть только стены и еще немного осыпавшийся подвал.

Дмитроково дом стрелочников
Дмитроково дом стрелочников

А легенда гласит так там долгое время жил обходчик, он зимой пострадал попал под поезд и стал инвалидом. Долго жил в этом доме. Потом был там пожар, а ныне это заброшка со стенами из старого кирпича. Второй дом обходчика был в деревне Дмитроково, нот его судьба мне неизвестна, хотя в 2015 году я его наблюдал когда ездил на автобусе на Высоковск.

Дом стрелочника за автоколонной
Дом стрелочника за автоколонной

После революции, как и прочие объекты, железнодорожная ветка Клин — Высоковск была национализирована и до конца 1960-х годов входила в состав железнодорожной сети общего пользования НКПС-МПС. Кроме грузовой работы действовало и активное пассажирское движение, до 8 пар поездов в сутки, сообщением Клин — Высоковская.

Дом стрелочника за автоколонной
Дом стрелочника за автоколонной

Из-за особенностей путевого развития станции Клин, поезда отправлялись с одного из путей разворотного треугольника, где в наши дни находится спуск с пешеходного моста. При этом никакой пассажирской платформы не было, в вагоны садились прямо с насыпи.

Разрушенная жд ветка
Разрушенная жд ветка

Также не было пассажирской платформы у Борисовского переезда, посадка пассажиров производилась с переезда с автодорогой. Пассажирские поезда ходили до конца 60-х годов, под паровой тягой. Обычно к паровозу прицепляли два-три пассажирских вагона, которые всегда забивались битком. Как и многие другие подобные неспешные поезда местечковых перевозок в нашей стране, получил прозвище «кукушка». Скорее всего название появилось из-за схожести звучания тифона паровоза со звуками, издаваемыми кукующей птицей.

Разрушенная жд ветка
Разрушенная жд ветка

Из книги В.М. Пернавского «Родные места»: «Несмотря на позднее время, нам повезло с местами в переполненном, прокуренном вагоне. В ту пору пассажирский поезд, шедший в нашем направлении, трудно было назвать составом, ибо в нём насчитывалось всего три плацкартных вагона. И хотя сидячих мест на всех не хватало, люди не унывали. Опоздавшие устраивались в коридорах, на площадках, подножках и даже на крышах вагонов. До нашей конечной станции насчитывалось не более десяти вёрст, но поезд, как и утром, тащился не быстрее черепахи. К тому же, ему пришлось долго стоять на единственной промежуточной остановке. Так что пришлось нам опять корпеть в вагоне более часа».

Реклама

В конце 60-х годов прошлого столетия линия стала обслуживать исключительно промышленный транспорт, утратив статус дороги общего пользования. До 2009 года из Клина в Высоковск осуществлялось грузовое движение. Единственное предприятие, ради которого сохраняли линию это асфальто-бетонный завод ГУП МО «Высоковский Автодор», на который подвозили песок и щебень.

Высоковском город назвали неспроста. Он находится значительно выше, на высокой горе, относительно Клина и слабые тепловозы ТГМ4, из которых состоял основной парк Клинского ППЖТ не могли втянуть тяжёлые составы с песком и щебнем на такой значительный подъём. Исключительно для работы на этом направлении, у Михайловского ГОК был куплен магистральный тепловоз ТЭ3. Но большой магистральный тепловоз плохо проходил кривые малого радиуса, которыми изобилуют подъездные пути, его толком использовать не получилось. И для работы на Высоковском направлении использовались маневровые тепловозы ТЭМ2.

Финансовый кризис 2008 сделал невыгодным доставку железной дорогой и некоторое время Высоковский Автодор использовал площадку у нижнего склада лесокомбината, оттуда вывозя грузовиками. Прекращение движения не означало остановки работы всего Клинского ППЖТ. На первых двух километрах линии, в черте Клина проводится маневровая работа с вагонами, а на Высоковск пару раз в год пускали мотовоз, для поддержания линию в рабочем состоянии, не допустить разворовывания.

Судьба железнодорожного пути в Высоковск до недавнего времени оставалась неопределённой. Власти Высоковска говорили о мифических китайских инвесторах, которым был необходим железнодорожный транспорт, для открытия новых производств. А железнодорожники до последнего делали всё для сохранения ветки на Высоковск. Не допускали разбора линии, проводили обслуживание верхнего строения пути, целых семь лет надеясь на лучшее.

Реклама

Но в 2014 году их надежды и старания были перечёркнуты проектом строительства платной автодороги Москва — Санкт-Петербург М11 «Нева». Проектом платной дороги путепровод в месте пересечения с железной дорогой не предусматривается. Руководство Клинского ППЖТ скрепя сердце пришло к единственно верному решению — разобрать участок от точки «перерезания» автодорогой до Высоковска, пока вывоз стрелочных переводов и рельсо-шпальных решёток ещё был возможен.

О былом железнодорожном сообщении в Высоковске напоминает лишь сохранившийся вокзал, который стал обычным жилым домом после прекращения пассажирского движения. Он остаётся собственностью Клинского ППЖТ. И в ближайшем будущем сохранит этот статус, несмотря на разборку линии.

Тепловозы работавшие на линии теперь работают в других местах. ТЭМ2-1427 поработав некоторое время в Москве, теперь трудится в Мурманском морском порту, а ТЭМ2-1531 в апреле 2020 был отправлен в Казахстан. Обидно, что железную дорогу чуть ли не насильно исключают из грузовых перевозок. Тарифы на грузоперевозки взвинтили, а скорость движения вагона чуть быстрее скорости пешехода. Вместо грузов стали курсировать «Сапсаны», а грузовой ход из Санкт-Петербурга в Москву теперь пролегает через Вологду.

Василий Кузьмин, фото и видео из архива автора, а статья подготовлена по материалам свободного Интернета и сайта «Октябрьская магистраль»

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама