Основные правила любого фотографа

О фотографии издается немало книг и журналов. Я вкратце напомню об эстетике и культуре оформления снимка и цели съёмки. Самое главное в снимке — это его смысл и назначение. Для чего он делался, и достигнута ли цель после выполнения всех фототехнических и оптических операций. Если не придерживаться этого условия, фотография получается пустой, не несущей смысловой нагрузки. Часто зритель задает вопрос: что в этом увидел автор? Этот вопрос должен задавать себе каждый, взявший в руки фотоаппарат или его подобие — только ли он начинает заниматься фотографией или же стал уже профессионалом. А так как любое издательство несет читателю информацию, значит и снимки в нем должны быть не просто картинками, а полноценной информацией к статье или к обложке.

К основным видам фотографии относятся: пейзаж, архитектура, портрет и натюрморт. На них и распределяются главные правила содержания и оформления. Пейзаж, например, должен передавать природный ландшафт как можно более естественно. Небо — либо серое, либо облачное, но оно не должно быть белым, если, конечно, это не задумка автора. Лесной или любой темный массив должен передаваться полностью в деталях и тонах. Но не должно быть лишних, случайно попавших в кадр предметов.

При архитектурных съемках основной ошибкой фотографа является неправильно выбранная точка съемки. Нельзя лишать наземные сооружения основы — земли и обрезать ее при кадрировании. Желательно, чтобы архитектура не выглядела мертвой, неодушевленной, дополнить ее движением (машина, животное и человек), сочетая все по смыслу.

В портретной съемке также есть свои правила. Фотографируемый должен получиться на снимке, естественно, похожим на себя без нарушений светотеней и, соответственно той обстановке, в которой он находится, будь то улица или студия. Вообще-то неожиданная, режиссерская, а не постановочная фотография всегда лучше передает характер человека и обстановку вокруг. Не надо спешить снимать позирующего. Портрет есть на документ, погрудный, поясной, в рост, но нельзя просто так, обрезать портретируемому ноги или руки. Да кстати руки – это второе лицо человека.

Натюрморт также подчиняется многим уже выше указанным правилам, но основным в нем являются собранность композиции и тональная проработка теней.

Так как человеческий взгляд воспринимает фотографию слева направо и потом вкруговую, то правильное оформление снимка придает ему законченный эстетический вид.

На снимке не должно быть двух центров восприятия. Детали фотографии должны служить только дополнением смысловой части. Фотографию надо обязательно кадрировать, убирая лишние предметы, и учитывать светлые участки, т. к. сильные провалы в тенях раздражают зрение человека и не воспроизводят естественности. Но кадрировать должен только сам автор.

Когда фотография сделана в светлой тональности, то ее лучше ограничивает черная или просто темная рамка. На снимке средней равномерной тональности рамка может представлять из себя белый, серый или черный тонкий кант на любом фоне. На фотографиях с темным фоном рамка или паспорту подбирается опытным путем и зависит от темы снимка и его размеров.

Каждый, кто берет в руки фотоаппарат и другие приборы выполняющие функцию фиксации сюжета, прежде всего должен для себя решить, что он хочет и может получить, должен соблюдать правила, а не надеяться на «авось».

Василий Кузьмин, фото автора

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама