Первый групповой перелёт Петербург — Москва

Перелет авиатора Васильева

Как-то случайно в мою коллекцию попала открытка фотографа Василия Андреевича Беликова «Перелетъ Москва — Петербургъ авиаторъ Васильев надъ Клиномъ». После общения с коллекционером старинных открыток В.А. Беликова с Львом Шамисом меня заинтересовала не только опечатка автора, ведь перелёт не из Москвы, а из Петербурга в Москву, а и сама история этого большого события 1911 года. После этого мне захотелось узнать подробности этого известного перелета. И вот, что мне удалось найти благодаря друзьям и знакомым.

В современное время длительность перелёта из Питера в Москву 1 час 15 минут. А если мысленно вернуться в раннее утро, 23-го июля 1911 года, Петербург. Погода была несколько пасмурная, но тихая. Несколько тысяч горожан пришли  на Комендантский аэродром. В этот день должен был стартовать первый в России групповой перелёт из Санкт-Петербурга в Москву. На его организацию из средств казны было выделено 100 тысяч рублей. Взлетела сигнальная ракета, раздался пушечный выстрел.

1 Авиаторы принимавшие участие в перелете Петербург Москва
1 Авиаторы принимавшие участие в перелете Петербург Москва

В воздух поднялись девять аэропланов, ими управляли авиаторы — А.А. Васильев («Блерио»), С.И. Уточкин («Блерио»), М.Г. фон Лерхе («Этрих»), Н.Д. Костин («Фарман»), Б.С. Масленников («Русский Фарман»), А.А. Агафонов («Фарман»), Г.В. Янковский («Блерио»), М.Ф. де Кампо-Сципио («Моран») и В.В. Слюсаренко («Фарман»).

Лететь следовало по строго определённому маршруту Петербург — Новгород — Валдай — Вышний Волочек — Тверь — Москва, Ходынское поле.

Aviaweek 1910 St.Peterburg
Aviaweek 1910 St.Peterburg

Итак, стартовало девять авиаторов с пятью пассажирами. Полёт был связан с большим риском — дождь, сильный ветер, посадки рядом с камнями, оврагами, озёрами… Любые неожиданности грозили аварией.

Слюсаренко потерпел крушение у села Славянки. Он был серьёзно ранен, пассажир Шиманский погиб. Лерхе потерпел крушение около Новгорода. Авиатор получил серьёзное ранение головы. Агафонов долетел до В.-Волочка. Кампо-де-Сципио долетел до Крестцов. Масленников потерпел крушение около Тосно. Авиатор был ранен. Янковский долетел до Торжка.

Васильев перед полетом 1911 фотограф К.К. Булла
Васильев перед полетом 1911 фотограф К.К. Булла

Аэроплан Уточкина упал около Крестцов. Авиатор получил серьёзные ранения. У него было сотрясение мозга, повреждена спина, сломана ключица и вывихнуто колено. До Москвы долетел только Васильев — первый русский авиатор, перелетевший из Петербурга в Москву.

Позднее в своей книге «В борьбе с воздушной стихией. Перелёт С.- Петербург — Москва в июле 1911 года» он написал: «Мрачное отчаяние овладевало мною. Моментами я был близок к тому, чтобы прекратить эту ненужную борьбу, выпустить штурвал из окровавленных рук и, закрыв глаза, броситься в объятия стерегущей смерти». Однако именно он, Александр Васильев совершил посадку на Ходынском поле в Москве. Было раннее утро 24 июля 1911 года. Поле освящали огромные костры. Тысячи восторженных москвичей встречали аэроплан, прилетевший из Петербурга».

Открытка фотографа В.А. Беликова
Открытка фотографа В.А. Беликова

С момента вылета из Петербурга прошло 24 часа 41 минута. Авиатор провёл в воздухе на своём аэроплане «Блерио-XI» около 9 часов. Остальное время он провёл на земле, ремонтируя, заправляя аэроплан и восстанавливая силы.

Московский губернатор В. Ф. Джунковский так описал посадку А. А. Васильева на Ходынском поле: «Публика неудержимо бросилась к месту спуска. Авиатор с аэропланом был уже на земле, он бросил руль и, обернувшись, смотрел на собравшихся усталым взглядом. В течение нескольких минут он сидел, как бы застыв на своём маленьком, высоком сиденье. Между тем шапки летели вверх, а женщины махали платками. Все аплодировали и кричали от восторга.»

Победитель перелёта Петербург — Москва, Александр Васильев получил поздравление от царя:

«Передайте авиатору Васильеву Моё искреннее поздравление с победой на перелёте Петербург — Москва и Мою благодарность за его готовность и впредь работать на пользу отечественного воздухоплавания, успехи и развитие которого близки Моему сердцу. Николай».

Коротко о судьбе отважного авиатора

Александр Алексеевич Васильев (1882 — 1918). Окончил юридический факультет Казанского университета, но стал свидетелем полёта аэроплана и «заболел» воздухом. Выпускник школы «Блерио» во Франции. Победа в перелёте из Санкт-Петербурга в Москву, принесла авиатору А. А. Васильеву огромную популярность. Потом в России были и другие перелёты, были другие победы и достижения, но этот массовый перелёт был первым. А. А. Васильев принимал участие в Первой мировой войне. Был в плену. После неудачного побега оказался в лагере строгого режима. Умер в плену. Никто не знает, где его могила, но имя героя навечно вписано в историю русской авиации.

Этот рассказ хочется закончить словами из книги «В борьбе с воздушной стихией. Перелёт С.-Петербург — Москва в июле 1911 года», которую написал участник перелёта  Александр Алексеевич Васильев:

«Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав. Перелёт Петербург-Москва остался в истории отечественной авиации как ещё один шаг в покорении российских небесных просторов».

Василий Кузьмин, в материале использованы фото и текст из доступного интернета. Спасибо всем авторам.

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама