«Война не закончится до тех пор, пока не будет погребен последний солдат», — говорил легендарный полководец Александр Суворов

15 декабря, в день начала освобождения города Клин от немецко-фашистких захватчиков. Этот день — начало переломных событий и изменение хода всех военных действий войны 1941 – 42 года. Именно здесь на Клинской и Волоколамской земле началось, то контрнаступление, которое положило начало победы в битве под Москвой.

В этот день, на созданном по-новому майдановском мемориале погибших летчиков, состоялось торжественное перезахоронение останков красноармейца Федора Павловича Карасева. Останки бойца были найдены смоленскими поисковиками в деревне Большое Тишово, Смоленской области.

Из рассказа поисковиков:

Останки красноармейца Федора Карасева были подняты на заросшем поле, в траншее у деревни Большое Тишово, Глинковского района, Смоленской области. При нем были личные вещи: ложка, фляга, нательный крестик, две монеты 1940 года и медицинский термометр, но самое главное был обнаружен медальон с полноценно сохранившимся вкладышем заполненным карандашом со всеми данными бойца.

Этим бойцом оказался Карасёв Федор Павлович 1906 года рождения. Родился он в деревне Селюхино, Клинского района. До войны работал на комбинате № 507 «Химволокно» и проживал в поселке Майданово в рабочем бараке № 2 (ныне этот дом снесен).

По базам данных, боец не значился и единственная информация о нём нашлась только в книге памяти Московской области. Там он был записан как, пропавший безвести в 1942 году. По приблизительным данным смоленских поисковиков в той местности проводилась наступательная операция 30 и 31 армий, а 30 – это та, что освобождала город Клин, а 31 армия действовала с ней параллельно.

Также примерно в том же районе воевала и конница под командованием Белова, а также участвовали остатки 33 армии генерала Ефремова, которые выходили из окружения. Именно поэтому очень сложно определить к какому подразделению относился найденный боец. Предположительно, что это был Калининский фронт и наступление 1942 года.

На место погребения красноармейца приехали родственники Федора Карпова – это его племянницы Щербакова Зинаида Ивановна и Садчик Татьяна Ивановна. Из их воспоминаний следует, что уходил Федор на фронт из Клина так как работал на Химволокно, а жил в поселке Майданово. Его родная сестра Елизавета Павловна с 1914 года, дожила до 98 лет и еще был младший брат Сергей Павлович, но он также пропал безвести. Родители Федора Карпова похоронены на погосте в Воронино, прямо за храмом — это Марфа и Павел.

До погребения останки бойца находились на сохранении в алтаре Троицкого собора. Именно там отслужили панихиду и прах был доставлен к месту погребения.

На Майдановском мемориале прошло торжественное и прощальное мероприятие, отслужен молебен и в завершении прозвучал тройной залп оружейного салюта. После этого останки бойца предали земле, а командир Клинского поискового отряда «Подвиг» Павел Пустырев высыпал в могилу землю с места гибели бойца.

Майдановский мемориал совсем недавно реконструировали под европейский стандарт.

Убрали старинные воинские памятники, а на их место водрузили стандартные мраморные плиты с именами погибших бойцов, но без фотографий (хотя они там были), а сами захоронения скрыли под тротуарной плиткой.

По мнению местных жителей, старый мемориал был более человечным, а могилы были оформлены цветочницами и выглядели по-христиански.

Хотя придется привыкнуть к новым стандартам, ведь теперь и убирать легче и проблем меньше.

Василий Кузьмин, фото автора

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама