Трансляция спектакля Алана Беннетта «Безумие Георга III» (The Madness of George III)

В 2017 году Марк Гэтисс сыграл обрюзгшего короля-обжору Георга IV в телесериале «Табу» (Taboo, 2017). А теперь блистает на сцене в образе его свихнувшегося отца Георга III в постановке суперхита Алана Беннетта. Вся эксцентрика и гротеск британской монархии – на больших экранах проекта TheatreHD!

Над спектаклем работали

Режиссёр: Адам Пенфорд
Художник: Роберт Джонс
Художник по свету: Ричард Хоуэлл
Звуковое оформление: Том Гиббонс

О спектакле

Георг Фредерик Ганноверский, он же Георг III, является самым знаменитым из безумных королей Великобритании. К старости он впал в тяжелую форму деменции, оглох, ослеп и не был в состоянии осмыслить, например, тот факт, что его жена умерла.

На Рождество 1819 года король в течение двух с половиной суток нес неразборчивую белиберду, а непосредственно перед смертью лишился также возможности ходить. Последние девять лет правления Георга III империей руководил его сын, принц Уэльский, будущий Георг IV; именно этот яркий период в истории британской культуры называют эпохой Регентства.

Разумеется, колоритный образ ввергнутого в пучину безумия монарха не мог не воспламенить воображение деятелей искусства. В 1969 году состоялась премьера монодрамы композитора Питера Максвелла Дэвиса «Восемь песен для безумного короля», вдохновленная мелодиями песен, которым Георг пытался обучить своих снегирей. Через двадцать с небольшим лет на сцене Национального театра дебютировала пьеса Алана Беннетта «Безумие Георга III», действие которой было, в большой степени, сосредоточено на отношениях сходящего с ума правителя со своим врачом, Фрэнсисом Уиллисом.

Со свойственным ему остроумием и драматургической сноровкой Беннетт показал все грани ментальной деградации монарха, в которой, как может показаться, было не меньше распущенности и актерства, чем подлинной болезни. Паника, все сильнее охватывавшая королевский двор по мере понимания неисправимости состояния короля, составляет динамический фон действия.

Через три года после театральной премьеры «Безумия» Николас Хайтнер снял киноэкранизацию пьесы под слегка измененным названием «Безумие короля Георга». Короля в фильме играл тот же актер, что и в спектакле, – Найджел Хоторн, до сих пор считающийся хрестоматийным исполнителем роли.

Хотя, великолепный Дэвид Хейг, представший в образе Георга в спектакле ApolloTheatre 2012 года, по признанию критиков, мало чем уступал Хоторну. Выдающийся комик и телесценарист Марк Гэтисс, известный всем по «Шерлоку» (Sherlock, 2010), «Доктору Кто» (DoctorWho, 2005) и «Игре престолов» (Game of Thrones, 2011), стал, таким образом, лишь третьим знаковым исполнителем роли свихнувшегося короля.

В своей интерпретации роли, Гэтисс, в пику Хоторну, куда менее вельможен, зато еще более эксцентричен, чем Хейг. Тем более что «семейка»Ганноверов неплохо известна актеру –не так давно Гэтисс блестяще справился с тяжеловесным, в буквальном смысле, образом Принца-регента в сериале «Табу» (Taboo, 2017).

Уникальные способности Гэтисса, мастера физической комедии и перевоплощения, – кем только ему не приходилось бывать по ходу трех сезонов «Лиги джентльменов» (The League of Gentlemen, 1999-2017)! – пригодились актеру и для роли предыдущего Ганновера.

Режиссером спектакля выступил художественный руководитель Nottingham Playhouse Адам Пенфорд, что немаловажно – протеже Хайтнера: Беннетт щепетильно относится к выбору постановщиков для своих пьес (а премьеры семи последних доверил одному лишь Хайтнеру). Ну а в роли доктора Уиллиса предстал Эдриан Скарборо, также хорошо знакомый с материалом: в экранизации 1994 года он играл бакалейщика Фортнума.

Рецензия

Автор: Леонид Александровский

«Сбой Джорджа»

В пьесе Беннетта британский монарх живописно сходит с ума и страдает от пыток придворных врачей. Сам Беннетт говорит, что его пьеса нынче отлично смотрится как парафраза Брекзита. В любом случае, «Безумие Георга III» – это драма прорыва к подлинности переживания в мире видимостей.

Георг III Ганноверский к старости впал в деменцию, оглох, ослеп и не мог ходить. Он пытался научить своих снегирей петь популярные песенки (о чем классик послевоенного авангарда Питер Максвелл Дэвис сочинил выдающуюся монодраму «Восемь песен для безумного короля»), а на Рождество 1819 года тараторил несколько дней без остановки.

Его сын Георг IV пил, как Черчилль, жрал, как Гаргантюа, и к концу правления, по словам живописца Уилки, напоминал «огромную сосиску, с трудом всунутую в оболочку». Он почти не вставал с постели, ослеп на оба глаза и страдал сильнейшей формой подагры правой руки, так что не мог подписывать документы.

Эдвард VIII обожал Гитлера и отказался от трона ради бесплодной американской разведенки. Нынешнему Принцу Уэльскому – семьдесят, и он до сих пор – принц. Британская монархия, как и любая другая, представляет из себя живописный паноптикум, откуда можно черпать драматургические сюжеты любого жанра.

Когда-то этим подробно занимался величайший драматург всех времен и народов, но вот незадача – ему пришлось остановиться на Генрихе Восьмом. С тех пор британским монархам приходится довольствоваться собственными отражениями в произведениях драматургов помельче.

Возьмем, к примеру, ныне живущих Виндзоров: фильмов и сериалов про них полно, а из театрального можно вспомнить, разве что, «Аудиенцию» Питера Моргана да «Чарльза Третьего» Майка Бартлетта (который, к тому же, – вольная футурологическая фантазия, пусть и написанная «шекспировским» белым стихом).

Георгу Третьему, в этом смысле, повезло – за него «взялся» Алан Беннетт. «Oбезумение» и лечение монарха показано во всех мрачно колоритных подробностях: с кровопусканиями и медицинским расчесыванием кровавых язв на голом черепе («для выхода яда из головы»); с царской голубой мочой и младенческим словоизвержением, не отличающим «sit» от «shit» и «mad» от «majesty»; со смирительными рубашками и болезненной разлукой с Королевой. Однако, несмотря на все эти страсти, истинная природа ментальной хвори монарха – ее первого, раннего эпизода, которым ограничивается пьеса, – остается для нас загадкой. Что это было – мазохистская блажь распущенного инфантила? Выход наружу репрессированных социальной ролью эмоций (версия, которой придерживается, на словах, режиссер Адам Пенфорд)? Затянувшийся нерный срыв? Первый звоночек грядущего старческого маразма?

Ответить на этот – главный – вопрос постановки помогает великолепный Марк Гэтисс (явно неравнодушный к Ганноверам: на его счету – не только Георг Третий, но и его необъятный отпрыск Принц-регент в сериале «Табу»).

Беннеттовский «мистер Кинг» в его исполнении – это такой принц Гамлет, который давно уже стал королем, но не утратил вкуса к вдохновенному безумию, в котором «есть метод». На наших глазах он переживает острый приступ кризиса среднего возраста, и даже не свой собственный, а всей британской монархии. Недаром в одной из последних сцен капитан Гревиль, давая расчет слугам, ухаживавшим за королем в его безумии, отпускает остроту: «Радуйтесь, что вас просто увольняют. Если бы вы были слугами турецкого султана или русского царя, вам бы отрубили голову».

Разумеется, ведь Георг Третий правил империей в ту эпоху, когда роль монарха окончательно уверждалась в ее сегодняшнем церемониальном статусе (в одном из подчеркнуто комических эпизодов Принц Уэльский заявляет: «В мое правление главным будет стиль!»). Его внучка Виктория станет олицетворением этой объединяюще-примирительной, символической роли, которую ныне дозволено играть британскому монарху.

И если сама Виктория еще может показаться фигурой, равной в политическом смысле свои великим премьер-министрам Дизраэли и Глэдстоуну, то после ее смерти исторически неизбежное измельчание тронной династии оформилось окончательно: в чехарде Эдуардов и Георгов сам черт ногу сломит, зато Асквита и Ллойд Джорджа помнят все.

Собственно, именно таким измельчавшим монархом, и был Георг III Ганноверский – смешной дядька, отец 15-ти детей, знавший назубок все матримониальные переплетения своих вельможных подданных и говоривший на дурацком арго с бесконечными «hey, hey» и «what, what».

Не король, а «анальный свищ», по словам одного придворного; номинальный правитель, который уже никому не может отрубить голову из прихоти. Недаром в момент просветления он начинает репетировать со своими министрами «Короля Лира» – пьесу о монархе, который остался таковым лишь на бумаге. И недаром доктор Уиллис – единственный, кому удалось укротить монарший кризис, – с удовольствием рассказывает высочайшему пациенту, что на его «ферме для сумасшедших» в Линкольншире половина психов воображает себя королями.

В финале первого акта, когда Георга усаживают в пыточное «психиатрическое кресло», начинает звучат гимн Zadok the Priest, написанный Генделем по случаю коронации его деда Георга Второго – и с тех пор звучащий в Вестминстерском аббатстве при восшествии на трон каждого следующего британского монарха. Всех их тоже можно считать немного сумасшедшими – особенно в те минуты, когда (как у Бартлетта в «Чарльзе Третьем») они начинают воображать себя королями.

Награды

Премия WhatsOnStage — лучшая мужская роль второго плана (Эдриан Скарборо), лучшая возобновленная пьеса

Язык: Английский
Продолжительность: 2 часа 28 минут с одним антрактом
Год: 2018
Ограничения: 16+
Дата трансляции: 30 октября 2019 года, 19:00
Язык: английский, русские субтитры
Место: Сильвер Синема «Счастливая 7Я» (г. Клин, Советская площадь, 5, ТРК «Счастливая 7Я»)
Стоимость: 450 руб.

Источник: www.theatrehd.ru

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама