Астрономы впервые зафиксировали, как черная дыра поглощает нейтронную звезду

Астрономы из национального университета (АНУ) в австралийской столице впервые в истории сумели зафиксировать, как черная дыра «пожирает» нейтронную звезду. Это открытие, как полагают эксперты, имеет огромное значение для дальнейшего изучения этих астрономических объектов.

Сьюзан Скотт, сотрудник отделения научных исследований кафедры физических наук АНУ рассказала, что данные о гравитационных волнах, которые испускала черная дыра в момент «трапезы», были получены американскими и итальянскими телескопами. Затем они были соединены с данными аппаратуры, расположенной на территории австралийского континента.

«Нами был проведен анализ данных о гравитационных всплесках, источник которых удален от нас на 10 миллиардов световых лет, и установили, что это есть следы поглощения черной дырой нейтронной звезды», — рассказала она.

Специалист добавила, что это впервые в истории астрономии, когда удалось пронаблюдать поглощение черной дырой нейтронной звезды, и сей процесс оказался очень скоротечным. По её словам, черные дыры и нейтронные звезды — астрономические объекты с невероятно высокой плотностью, которые образуются в результате разрушения звезд, исчерпавших все свои ресурсы.

«Безусловно, впереди уйма работы, но уже на данном этапе можно сказать, что наше открытие является очень перспективным. Вероятно, мы наблюдали не только принципиально новое поведение черной дыры, но и её «сверхлегкую версию» также, а это может перевернуть всё, что мы знали до этого об этих космических объектах. Чтобы проанализировать весь объем полученной информации, требуется время, но я не сомневаюсь, что мы совершили невероятно важный шаг в освоении космического пространства», — подытожила Скотт.

Черной дырой называют область пространства-времени с супермощным гравитационным притяжением, и настолько мощным, что никакой объект, если попадёт туда, никогда не сможет выбраться. Черные дыры изучают уже много лет, но первое изображение одного из объектов было получено лишь недавно. 10 апреля 2019 года Национальный научный фонд США впервые в истории показал миру, как выглядит этот пока ещё скудно изученный объект. Черная дыра, о которой идёт речь, находится в галактике Messier 87, что в 54 миллионах световых лет от нас.

Нейтронная звезда — небольшой, но чрезвычайно плотный астрономический объект, который за одну секунду совершает несколько сотен оборотов. Масса типичной нейтронной звезды составляет от 1,3 до 1,5 масс Солнца, но радиус при этом составляет всего 10-20 километров.

Впервые о возможном существовании звезд с повышенной плотностью заговорил известный советский ученый Лев Ландау в 30-х годах прошлого века, а потом его идеи подхватили астрономы Вальтер Бааде и Фриц Цвикки. Первой официально открытой нейтронной звездой является пульсар PSR B1919+21 из созвездия Лисички. Было это в 1967 году.