Миссия педагога — помочь юным найти свое место в жизни

Владимир Семенов (член Союза фотохудожников России, почетный работник общего образования, руководитель детской фотостудии «Смена» в городке Менделеево под Зеленоградом. Сорок пять лет лет он занимается фотографией и никогда не пожалел об этом.

— Чем Вас увлекла фотография?

— Когда я жил в Уфе, там открылась станция юных техников. Почти все мальчишки из нашего 5-го класса записались в фотокружок, в том числе и я, а через год нас осталось только двое. Я занимаюсь этим прекрасным делом уже 45 лет и не жалею об этом!

— Как Вы стали руководителем фотостудии?

— После окончания МЭИ, работая молодым специалистом НИИ в Менделееве у Зеленограда, я в местной школе предложил организовать фотокружок. Мне дали помещение — резервный туалет, мы с ребятами сами его оборудовали. От желающих мальчишек не было отбоя. Мы путешествовали по родному Солнечногорску и району, много снимали.

Один из моих первых учеников, талантливый мальчик Володя Тютиков, впоследствии закончил МГИК и работал на НТВ, а сейчас создал свою видеостудию и снимает прекрасные фильмы. Многие ребята сохранили увлечение фотографией на всю жизнь. А я все эти годы обучаю детей фотографии. И даже после получения второго высшего образования (журналистика), я выбрал работу в менделеевском Доме детского творчества «Ритм», где продолжал работать педагогом, а последние 15 лет — директором.

— Какие дети приходят в студию?

— Дети приходят самые разные. Самые желанные дети те, которые хотят заниматься фотографией, но таких мало, около 20 % от всех. Основная масса приходит узнать, познакомиться — это дети ищущие, но они равнодушные, у них низкая способность к обучению. И также приходит небольшая группа, которой просто нечем заняться, — это шалуны, которых увлечь очень нелегко.

И мы стараемся, чтобы не нашедшая себя вторая категория с нашей помощью выбрала нужное направление в жизни. И тут главное не в том, чтобы они обязательно увлеклись фотографией, — пусть это будет компьютер, рисование, бисероплетение, моделирование… Когда ребенок себя найдет, его уже не надо будет подталкивать, ему нужно будет только помогать.

— С какими учениками приятнее работать?

— Легко заниматься с интересующимися детьми: с ними, как с юными коллегами, ты делишься своими знаниями и в то же время занимаешься творчеством. Но таких мальчишек и девчонок немного. Их надо искать, увлекать, воспитывать. Немало ребят, которые ни в чем не нашли себя и, самое грустное, — не ищут. А зря! Это очень серьезный вопрос.

Вот одна из моих самых способных учениц, Люба Требушкова, в этом году закончила школу — без медали, но и без троек. Зато у нее, я считаю, есть огромное преимущество перед медалистами, которые еще не знают, в какие вузы сдавать документы для поступления. Она уже выбрала свой жизненный путь, попробовав себя в избранной профессии — фотожурналистике. А это дорогого стоит. Видимо, и в этом миссия педагога — помочь юным найти свое место в жизни.

— С какого возраста желательно заниматься фототворчеством?

— Мы берем без ограничений по возрасту и образованию. Когда-то существовала инструкция — начинать обучение фотографии не ранее 11 лет, т. к. работать нужно было с электрооборудованием, химикатами, с ограниченным освещением.

Кстати, нам удалось сохранить фотолабораторию, мы и сейчас сами разводим «живую воду» (проявитель), «мертвую воду» (закрепитель) — от рождения изображения на фотобумаге ребята в восторге. Однако прогресс не остановишь — сейчас почти все ученики приходят с цифровиками.

В нашей фотостудии и пятилетние дети делают свои первые кадры в жизни, и выпускники занимаются до окончания школы. Многие дружат с нами на протяжении долгих лет.

— Какие тонкости и секреты в работе с детьми?

— Секретов много, но основной — это дать ребятам поверить в себя. Мне остается только подсказывать, а творить мы уже можем вместе. Основная тонкость в фотоделе — правильно держать фотоаппарат и уметь прицеливаться.

— Сильно отличается «фотографическое» видение ребенка от взрослого взгляда?

— Ребенок видит несколько необычно, не так, как взрослый. Он принимает объект съемки целиком, а мы учим разделять картинку и замечать предметы, детали, в которых «отражается» мир. Все это нелегко, но со временем снимки становятся продуманнее, и такие работы мы отправляем на фотовыставки.

Сейчас учить фотографии стало легче, так как сократилось время с момента съемки до получения фотографии, но привить умение видеть всегда было непростой задачей в фотографии, как, впрочем, в любом виде изобразительного искусства. Очень важно уметь показать то, что увидел именно ты, и это еще никто не снял.

Для формирования восприятия окружающего мира я с детьми часто выхожу на пленэр, практически в любую погоду. Ребята очень любят такие фотопоходы и снимают природу, друзей — все, что их интересует.

— Что нужно иметь ребенку, чтобы начать заниматься фотографией?

— Самый простой, недорогой цифровой фотоаппарат. Я всегда говорю родителям, чтобы не гнались за дорогой фототехникой. Ведь нужно проверить, серьезно ли ребенок увлечен или это мимолетный каприз. В нашей студии на время занятий такие фотоаппараты выдаются. Если ребенок докажет свою заинтересованность в фотоделе, то можно подумать и о более серьезной технике.

— Расскажите интересный случай из Вашей творческой жизни?

— В последние годы мы начали заниматься и видеосъемкой и мой друг помог сделать несколько игровых фильмов. Один из них — «Живая рыба» — на российском конкурсе «Киностарт», который в 25 странах мира проводила фирма Panasonic, стал победителем, но нам немножко не хватило для выхода в финал и поездки в Японию. Зато мы получили в подарок видеокамеру и все необходимое к ней оборудование.

— Есть ли у Вас творческая мечта?

— Создать солнечногорский клуб единомышленников — детей и взрослых, объединенных творческой фотографией, видеоискусством.

Василий Кузьмин, фото автора

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама