Дыханием полотен открылась выставка к 90-летию Юрия Карапаева

В Выставочном зале, носящем его имя, вновь заговорили краски. Открылась тихая, но пронзительная выставка картин Юрия Васильевича Карапаева из семейной коллекции, приуроченная к 90-летию со дня рождения художника. Это больше, чем экспозиция — это встреча. Встреча с наследием человека, чьё имя для Клина — синоним искреннего, глубокого и народного искусства.

В торжественной части выступили дочь художника Елена Юрьевна Смирнова, а также родственница художника Елена Николаевна Орлова и коллега Лариса Игнатьевна Актёршева.

Музыкальную программу подготовили воспитанники Детской музыкальной школы имени П.И. Чайковского.

Картины Юрия Васильевича обладают редким даром — они переживают своего создателя, продолжая вести немой, но красноречивый диалог со зрителем. Они по-прежнему удивляют необычностью письма, где каждая краска созвучна другой, а полнота замысла обретает почти осязаемую форму.

На его полотнах блестит не просто изображённая, а по-настоящему прозрачная вода; кажется, что от холста с пионами веет их густым, сладким ароматом, и лепестки вот-вот дрогнут от дуновения. Смотря на них, чувствуешь щемящую искренность и душевность автора сполна.

Особенно пронзительно звучит в его работах тема родного края — тихая любовь и светлая тоска, сплетённые воедино. Картины «Реликвия моего города», «Старые ели», «Дремлет речка», «Снег выпал» — это не просто пейзажи.

Это признание, написанное мастихином и кистью. Глядя на них, словно перешагиваешь раму: вот ты уже любуешься из окна осенними цветами, стоишь на лесной поляне, залитой розовым Иван-чаем, бродишь по знакомым с детства проселкам.

Юрий Карапаев был тонким психологом, знатоком русской души, умевшим «очеловечить» любой уголок природы и заставить его говорить с нами о печали, грусти или тихой, сокровенной радости. На открытие собрались те, кто помнит и ценит мастера: друзья, поклонники, соратники. Юрий Васильевич — уроженец Клина.

Здесь прошло его детство, здесь он сделал первые шаги в искусстве благодаря своему первому учителю, Владимиру Ивановичу Энскому, который разглядел в мальчишке искру таланта и привёл его в Третьяковскую галерею — в мир великой русской культуры.

Выпускник легендарного Федоскинского училища, профессиональный художник, он до 2000 года работал в Федоскинских мастерских, но никогда не терял связи с клинской землёй, участвуя практически во всех выставках местных художников. Его творческий путь — уникален. Он шёл от миниатюры к живописи, и эта особая, декоративная федоскинская школа наложила отпечаток на все его работы.

На выставке хорошо видна его фирменная манера: смелые, почти скульптурные мазки мастихина, создающие удивительную, мозаичную фактуру. Показать объём, сочность и глубину широким, жёстким движением шпателя — это высший пилотаж, огромное мастерство, которым владел только он.

Описывать эти картины — дело неблагодарное. Их нужно видеть. Нужно подойти близко, чтобы разглядеть игру рельефных мазков, и отойти подальше, чтобы целостный образ наполнил душу.

Нужно дать себе время, чтобы найти в этих полотнах Карапаева своё, личное восприятие прекрасного, ту самую «реликвию», которую он с такой любовью сохранил для всех нас. Выставка — лучший подарок к юбилею Мастера и бесценный подарок всем, кто умеет чувствовать.

Реклама

Реклама

Реклама

Реклама

Реклама

Василий Кузьмин, фото и видео автора

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *