Орловский трамвай — одна из трёх старейших трамвайных систем России, которая начала работу 3 ноября 1898 года.

Этот вид транспорта стал символом городской инфраструктуры Орла, пережив периоды расцвета и кризисов.

История развития
Первые трамвайные линии были построены по концессии бельгийской компании.

Межвоенный и послевоенный периоды
В 1938 году началась перешивка узкоколейных путей на стандартную колею (1524 мм).
К 1941 году в парке насчитывалось 23 моторных и 9 прицепных вагонов 1898 года выпуска.

Во время оккупации трамвайное движение прекратилось, а часть инфраструктуры была уничтожена. Восстановление состоялось в 1943 году с участием партизан.
В 1960-х годах введены в эксплуатацию вагоны КТМ-5, но их вес привёл к демонтажу путей на улице Ленина.

Современный этап
С 1970-х годов сеть активно расширялась: открыты маршруты до завода «Химмаш» (1976) и школы №35 (1982).

Сегодня в Орле действуют три маршрута:
- ТМК Гринн — Вокзал;
- Химмаш — улица Пушкина;
- Вокзал — Школа №35.
Протяжённость сети — 38,9 км в однопутном исчислении.

Орловский трамвай остаётся важным элементом городской инфраструктуры, но его сохранение требует комплексного подхода к модернизации.


Олег Д. (фото автора, июль, 2025)
