Написать об этом человеке я хотел давно, но, как часто бывает, то времени не хватало, то обстоятельства мешали. Теперь понимаю: возможно, сама судьба давала мне время осмыслить эту историю, чтобы рассказать её правильно.
Елена Галкина — человек, прошедший школу жизни, которую многим и представить сложно. Детский церебральный паралич мог сломать, но не сломал её. Напротив, он стал тем самым испытанием, которое закалило характер. Важно и то, что рядом всегда были близкие, друзья, мудрые учителя — те, кто видел в ней не диагноз, а личность. Но главное, её собственная воля. Она с детства решила: «Я — полноценный человек, я с этим родилась, я с этим живу, но просто немного другой».

Наша беседа получилась откровенной. Порой — жёсткой, порой — смешной, но всегда честной.
— Когда ты впервые почувствовала, что сверстники относятся к тебе иначе?
— В детском саду я была среди таких же, как я. А вот в обычной школе — нет. Мама настояла, чтобы я училась среди здоровых детей. И сначала всё было нормально: учителя не акцентировали внимание на моей особенности, требовали так же, как от остальных. Но после пятого класса дети начали замечать: «А почему у тебя не так, как у всех»? Я-то с этим жила и даже не думала об этом. А они — увидели «отклонение». Хотя какая может быть «норма», если её каждый придумывает сам? Так началась травля. По-нынешнему — буллинг. А так для полного понимания той травли, то лучше всего посмотреть советский фильм «Чучело».
— Ты нашла способ противостоять этому?
— Мне повезло с первой учительницей. Она сказала: «Когда тебя обидят — не раскисай. Держи хвост пистолетом и улыбайся. Это всех раздражает». И знаешь что? Это сработало. Я так и шла по жизни — с улыбкой до ушей. Закончила школу, потом два института. А те, кто когда-то смеялся, остались где-то позади.
— Как ты пришла к искусству?
— Я его не искала — оно само меня нашло. С детства была любопытной: тащила домой лягушек, личинок, наблюдала, как из них рождаются бабочки. Видела мир иначе и выплёскивала это на бумагу — рисовала, лепила, собирала мысли в дневники. Потом был Дом детского творчества, где я попробовала всё: от брошек до больших игрушек. Преподаватель Елена Георгиевна разглядела во мне что-то особенное и просто «дала свободу».

— Как ты увлеклась фотографией?
— Я видела «стоп-кадры» ещё до того, как у меня появился фотоаппарат. Еду в машине — ловлю взглядом идеальный ракурс. Сажаю картошку — замечаю красивый свет. Первый плёночный фотоаппарат, «мыльница» за 95 рублей (на всю зарплату), стал началом новой эпохи. Я снимала, сама проявляла плёнку и печатала снимки. Потом пришла в фотостудию, освоила цифру, но главное — я научилась «видеть». Так появился мой собственный стиль и необычные ракурсы. Я залезала туда, куда другие не догадывались, падала, царапалась — зато снимки получались живыми. Провела несколько выставок и этим была счастлива… А потом фотостудию закрыли.

— Что было дальше?
— Творчество не остановить. Я занялась живописью, совместила её с фотографией. Потом пришла керамика — глина оказалась удивительно тёплым, живым материалом. А ещё я стала блогером. Потому что «правда» — моя главная тема. Я всегда видела людей насквозь, но молчала. Теперь — не молчу.

Елена Галкина не жалуется. Не просит жалости. Она просто живёт, творит и улыбается. И, наверное, в этом её главный секрет и девиз по жизни: «Держи хвост пистолетом. И улыбайся».
P.S. А у вас есть истории о людях, которые, несмотря на всё, продолжают идти вперёд? Может быть, это вы сами? Поделитесь — такие истории вдохновляют.
Василий Кузьмин, фотографии автора, а также из личного архива Елены Галкиной
