Кроха-сын к отцу пришел и сказала кроха: «Пап, купи мне электровелосипед»… Отец с этой техникой не знаком — в отличие от сына, который уже сделал свой выбор в пользу «гаджета» с двигателем мощностью 500 Вт, разгоняющегося до 45 км/ч. Мужчину устроила цена и он пообещал сыну… А вот торопиться с решением не надо!
В российских ПДД есть определение «велосипед», под которым подразумевается:
«транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».
Получается, что электрический велосипед, который выпрашивает сын у отца под это понятие не попадает. А это вообще важно?
Да, потому что электровелосипед с двигателем мощностью более 0,25 кВт автоматически превращается в… мопед. Таким, согласно ПДД, является:
«двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики».
Вывод: электровелосипед с двигателем мощностью свыше 250 Вт автоматически становится мопедом — со всеми вытекающими. Какими?
Мопед не надо регистрировать в ГИБДД, на него не надо получать номера — это плюс. А вот права для управления мопедом должны быть. Специально для этого вида транспорта была введена категория «М».
Еще один важный момент: в соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ «О безопасности дорожного движения” (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 01.04.2024), право на управление транспортными средствами категории «М» предоставляется лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста.
Предположим, ребенку уже стукнуло 16, он прошел обучение и получил права категории «М». Ездить на электровелосипеде с 14 лет разрешается по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов, а также по правому краю проезжей части, по обочине, по тротуару или пешеходной дорожке, если нет велодорожки.
А если прав нет? Тогда вступает в силу статья 12.7 КоАП РФ для водителей, не имеющих права управления транспортным средством, — административный штраф в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
«Буду ездить сам!» — решил отец. Кстати, если у него, к примеру, есть право управлять автомобилем (категория «В»), отдельно учиться и сдавать на мопед ему не нужно.
Источник: журнал «Мой мотор»