Интересную историю «раскопал» я в Рунете. Ознакомиться с ней в первую очередь попрошу тех, кто пользуется сервисами краткосрочной аренды авто (каршерингом). И сразу вывод: ездите на арендованной машине аккуратно и не совершайте нарушений — в особенности тех, которые указывается в КоАП РФ как повторные.
История такова. Гражданин взял в аренду авто и, совершая на нем поездку, нарушил ПДД — «проскочил» перекресток на красный свет. А через некоторое время ему пришел e-mail от каршеринга. Который уведомил пользователя о намерении снять с его карты шесть тысяч рублей.
Почему шесть, если проезд перекрестка на красный в ГИБДД «стоит» одну тысячу рублей (часть 1 статьи 12.12 КоАП РФ)?
А потому, что в постановлении ГИБДД указывается о совершении данным автомобилем нарушения по части 3 статьи 12.12 КоАП РФ. А в части 3 говорится о ПОВТОРНОМ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной выше статьи.
«Какое повторное? — возмущается водитель. — За последний год у меня не было ни одного проезда на красный».
У него, может, и не было, а у автомобиля, который принадлежит каршерингу, было…
И вот тут начинается самое интересное! Для ГИБДД не важно, кому принадлежит автомобиль-нарушитель — частному лицу, компании или каршерингу. В базе госавтоинспекции значится, что данный автомобиль в течение года уже был замечен за проезд перекрестка на запрещающий сигнал. В результате его владелец (в данном случае, каршеринг) уже привлекался по части 1 статьи 12.12 КоАП РФ. Соответственно, следующее такое нарушение является для него повторным и в его отношении выписано постановление по части 3 статьи 12.12 КоАП РФ — пять тысяч рублей.
Если штраф приходит на каршеринг, каршеринг его оплачивает. А затем направляет арендатору (водителю), который нарушил ПДД, уведомление (по e-mail), что штраф будет списан с его счета (карты). А еще нарушитель заплатит комиссию каршеринга — 20% от размера штрафа (согласно договору аренды).
Вот и получается: водитель нарушил впервые, но заплатит и за себя, и за кого-то еще… Каршеринг, само собой, не захочет терять деньги. Их он снимет с водителя, который на свою беду решил сэкономить 1-2 минуты на светофоре. А если водитель будет возмущаться, покажет ему договор, в котором наверняка есть пункт, где написано, что «арендатор несет расходы на оплату административных штрафов (путем возмещения расходов арендодателю) в полном объеме в случае наложения штрафов за повторное и каждое последующее нарушение ПДД, вне зависимости от того, являлось ли нарушение повторным для арендатора…».
Если такой пункт есть, «бодаться» бессмысленно. Хотя, конечно, можно попробовать… В течение пяти суток с момента получения e-mail (а лучше сразу же после его получения) следует потребовать от каршеринга… обжаловать постановление в ГИБДД с требованием переквалифицировать его на другое в соответствии с частью 1 статьи 12.12 КоАП РФ (штраф — 1000 рублей плюс комиссия каршеринга 200 рублей).
А если каршеринг не ответит или сошлется на пункт договора, где написано, что водитель должен платить за себя и «за того парня», выхода два: либо смириться, либо идти в суд.
Что-то мне подсказывает, что суд может и не принять сторону водителя (хотя не факт). И следующий, если он захочет обжаловать решение предыдущего, — тоже. Придется идти в Верховный суд. И, возможно, Верховный суд признает несовершенство административного законодательства и примет меры: в отношении конкретного заявителя и всех остальных водителей каршеринга, которые будут впервые нарушать пункты ПДД, предусматривающие повторное наказание за аналогичные правонарушения.
Источник: журнал «Мой мотор»