Волково — бывшая деревня Щеколдинского сельсовета Вяземского района. Сейчас — урочище, от деревни остался только заросший пруд.
Располагалась деревня в 1 км от деревни Всеволодкино, где сейчас над небольшой речкой Курьяновкой строится устремленный в высь Спасо-Богородицкий Одигитриевский женский монастырь.
Именно здесь, у реки Курьяновки, в октябре 1941 года воинам 2 дивизии народного ополчения и другим окруженным войскам удалось прорвать кольцо из «Вяземского котла».
По утверждению комдива-2 генерал-майора (после войны – генерал-полковника, начальника кафедры стратегии Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова) В.Р. Вашкевича, на участке Вяземской операции из окружения вышло 40 тысяч военнослужащих.
Но повезло не всем, много раненных бойцов осталось на полосе прорыва.
И почти в каждой деревне местными жителями были созданы лазареты для раненых. Иногда лечением занимались военные врачи, фельдшеры, медсестры, а при их отсутствии – сами крестьяне.
Никем не вёлся учёт, оставшихся на поле боя бойцов, их просто привозили в деревню, размещали в избах, сараях, в зданиях школ, сельсоветов и даже в храмах. Немцы первоначально, относились лояльно к раненым и больным. Они считались военнопленными. Но ни медикаментов, ни питания им не отпускалось, а лечить их оккупанты не запрещали, пока не поняли, что выздоравливающие красноармейцы, несут угрозу, так как те, по возможности, старались перейти линию фронта и уйти к своим или организовывали партизанские группы, отряды, чтобы продолжить борьбу с врагом.
Кормили таких раненых «всем миром», собирая продукты, медикаменты искали в разбитых повозках и машинах медсанбатов.
Мною восстановлены имена трех раненых ополченцев 2-й дивизии народного ополчения, лечившихся в лазарете деревни Волково.
О них и будет рассказ.
КОВАЛЬЧУК Станислав Янович
(1924-1942, умер в плену)
Родился в 1924 году в Деревне Матвейково Осташкинского района Московской области.
До призыва проживал в деревне Шипулино Высоковского района.
В июле 1941 года, через военкомат города Высоковска записался в народное ополчение.
Служил красноармейцем, номером в орудийном расчете, предположительно, в 3-м (Клинском) батальоне 1286 стрелкового полка:
По документам, умер от ран в немецком плену в январе 1942 года.
Вот что написал в письме к родителям Станислава его старший товарищ по воинской службе и плену Калашников Георгий Андреевич:
1946 года 9 мая
Здравствуйте Мария Георгиевна Ковальчук.
Спешу Вам сообщить на счет Вашего сына Стасика…Я лично с ним вместе лежал раненый. Это дело было в октябре, ноябре, декабре и январе 1942 г. Ранили нас, когда мы выходили из окружения 12 октября 1941 года и так нам выйти не пришлось, ввиду ранения и попали в плен к немцам, лежали в госпитале в оккупированной местности: Смоленской обл., Вяземский р-н, Щеколдинский с/с д. Волково.
Ну конечно условия были очень плохие, лечение почти никакого, а питание только что с поля боя убитые лошади.
Так что чуть с голоду не подохли, и немцы на это не обращали никакого внимания, но так как у Стасика была очень тяжелая рана и у него получилось заражение крови, и он помер ввиду плохого лечения и питания. Ранен был в правую ногу выше колена перебиты кости, ходить он никак не мог, но я при помощи костылей, которые сам сделал, одним словом две палки и сам ходил на поле боя за кониной, и мы вместе с ним питались. Хлеба получили за все время 2. 5 кило, а первые два месяца вообще ничего не давали. Но когда я его похоронил, то через месяц мне удалось убежать обратно к своим. 1943 год 25 июля я ехал в командировку и мне пришлось побывать дома, мне лично хотелось Вас увидеть и рассказать, но Вас оказалось на месте нету.
Но у меня был его паспорт, я решил оставить дома, а моя его жена передала на погост и Вы его, наверное, получили….
Похоронили: Смоленская область, Щеколдинский с/с, д. Волково, возле деревни.
Мой адрес: Московская область, Высоковский район, Колосовский с/с, д. Горки.
Калашников Георгий Андреевич.
(Отец Станислава, Ковальчук Ян Францевич проживал по адресу: Чувашская АССР, поселок Сосновка.)
КАЛАШНИКОВ Георгий Андреевич
(1896-неизвестно)
Родился в 1896 году в деревне Горки Клинского района Московской области.
6 июля 1941 года записался добровольцем в народное ополчение.
Служил красноармейцем во 2-й дивизии народного ополчения Сталинского района Москвы (с 26.09.1941 г. -2-я стрелковая дивизия), предположительно, 3 батальон 1286 стрелкового полка (Клинский батальон).
О военной судьбе Георгия Андреевича можно узнать только из его письма родителям младшего, погибшего в плену, его товарища: Ковальчука Станислава Яновича. Других документов пока не найдено.
Из письма понятно, что при прорыве из кольца окружения в ночь с 11 на 12 октября он получил ранение в ногу. Раненого приютили крестьяне из деревни Волково. Спустя три месяца ему удалось бежать к своим.
Как дальше сложилась его судьба-неизвестно. Но опять-таки из письма к матери С. Ковальчука, написанного только в 1946 году, видно, что он воевал.
Третьим пациентом лазарета в деревне Волково был красноармеец саперного батальона 2 дно:
КОРОБОВ Михаил Михайлович.
Родился в 1902 году.
После войны проживал в г. Истра Московской области.
В июле 1941 года записался добровольцем в народное ополчение и служил красноармейцем (политработником) в саперном батальоне во 2 ДНО.
В октябре 1941 был ранен в ногу, попал в плен, содержался в лагере военнопленных в деревне Волково Вяземского района.
Был освобожден разведчиками 2-го эскадрона в результате рейда по тылам 135 кавалерийского полка 11 кавалерийской бригады.
Свою медаль «За отвагу, он получил только 30 апреля 1975 года.
Вот что Коробов писал 23 января 1962 года в редакцию газеты «Ленинский путь» г. Вязьмы:
«Уважаемый редактор газеты «Ленинский путь»!
По совету Вашего корреспондента Героя Советского Союза, бывшего командира 2 эскадрона 135 кав. полка – Костюка И.С., участника рейда конников 11 кав. корпуса по тылам немцев в районе г. Вязьмы – направляю Вам заметку: «Слава героям» и прошу если можно поместить /её/в Вашей газете и выслать один экземпляр газеты…»
Первые странички письма и рукописи «Слава героем», хранящиеся в фондах краеведческого музея города Вязьмы.
К сожалению, заметка Михаила Михайловича не была опубликована. Но письмо Коробова с рукописным текстом было передано редакцией газеты в фонды краеведческого музея города Вязьмы, где я его и нашла.
«Слава героям»
В глубоком тылу врага в деревне Волково Вяземского района после октября 1941 года под Вязьмой в крестьянских избах лежали раненные солдаты Советской армии.
Лежали и ждали, надеялись, придут наши войска и прогонят врага. Эту надежду подогревали наши друзья-жители деревни, крестьяне, в домах которых мы лежали. Они помогали как могли с тем чтобы раненые легче переносили тяжесть плена. Кто покрепче и считал себя выздоровевшими, не дожидались насильной отправки в немецкий концлагерь г. Вязьмы, переодевались и уходили из госпиталя д. Волково на запад от немцев в леса, к партизанам.
В конце января 1942 года появились в небе советские «ястребки»[1] , из далека слышалось эхо артиллерийской перестрелки.
3/02.1942 в 16 часов дня в дер. Волково ворвались наши советские разведчики на 2-х санях из 2-го эскадрона 135 кав. полка 11 кав. корпуса, выгнали из деревни 4-х немцев, присланных накануне в деревню для охраны, и объявили: «Кто может ходить, выходите из деревни за нами».
[1] И-16 (ЦКБ-12) «истребитель шестнадцатый» (в просторечии — «Ишак», «Ишачок») — советский одномоторный истребитель-моноплан 1930-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Один из первых[3] в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Самолёт имел преимущественно деревянную конструкцию и фанерную обшивку.
Выпускался в СССР и был основным истребителем ВВС РККА вплоть до начала 1942 года.
Десятка два раненых бойцов вышли из деревни на санях и пешком вместе с разведчиками и направились через соседние деревни в д. Богородицкое.
Немцы стояли в соседней деревне /очевидно, имеется ввиду д. Всеволодкино/ в одном километре от Волково.
Вышел из деревни и я, на костыле с перебитой ногой т.к. ждать от врага можно только расправы и смерти в лагерях. Я шел последний, один, лошади далеко ушли вперед. Навек не забуду самого теплого, душевного, человеческого отношения наших советских людей – крестьян окрестных деревень. В первой ближайшей деревне от Волково жители деревни расспрашивали что случилось, а узнав, что ушли от немцев, с глубокой радостью и добрым напутственным словом указали мне дорогу-куда проскакали наши советский разведчики.
Здесь же ко мне подошел неизвестный старик крестьянин из сумки достал полбуханки хлеба и сунул мне за пазуху в шинель.
Около второй деревни, уже поздно и темно, но у дороги в поле стояла женщина (очевидно по заданию партизан) и показала мне дорогу куда проехали разведчики и как выходить на Богородицкое.
Выбившись из сил, усталый увидел в лощине огоньки. По дороге у сосны меня окликнул часовой: «Стой кто идет?».
Я ответил и сердце радостно забилось, прибавилось силы.
Я у своих, я вышел из плена!
Еще несколько десятков метров и у первой крайней избы оказался в объятьях наших славных бойцов. Слезы радости и благодарности за освобождение были моим ответом нашим освободителям.
Кто они эти прекрасные славные советские воины?
Это разведчики 2 эскадрона 135 кавалерийского полка, 11-го кавкорпуса-коммунист — сержант Лось, Адамчук, Коканович, Певнев и местный народный мститель из деревни Иванники — Тарасеев.
Слава Советским конникам!
И вечная благодарность за их подвиг по освобождению раненых из плена.
В декабре 20 годовщина Героического рейда 11 кавкорпуса по тылам немцев в район Вязьмы. Большая от всего сердца благодарность всем бойцам, командирам и политработникам 11 кав. корпуса за их героический подвиг.
Не забыть никогда и с благодарностью буду вспоминать помощь жителей д. Иванники (деда Лаврена и его семейства), в д. Волково тетю Фросю за ту заботу которую они проявили к раненым бойцам, а также тем безвестным героям-крестьянам, которые помогли выходить из плена, указывая путь к д. Богородицкое.
23.01.1962
Коробов Михаил Михайлович
Быв. Политработник саперного батальона 2 дивизии народного ополчения.
г. Москва.
Адрес: г. Истра, Истринский р-н Московской обл. Н. Ирусалимский кирпичный з-д, д.15, кв.11
Добавлю еще воспоминания жительницы деревни Всеволодкино
Петровой Нины Федосеевны, родившейся 29.12. 1927г. в д. Ново – Спасское, которые были записанные 12 ноября 2007г.[2] :
«Мне было 14 лет, когда началась война и в нашу деревню Ново – Спасское, которая недалеко от д. Всеволодкино, пришли немцы. Они стали резать скот и стало всё исчезать из огорода.
[2] Тырасова Д.А. В ДАЛЁКОМ 1941 ПОД ВЯЗЬМОЙ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 3-1. ; URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=231/
6 октября 1941г. немцы пришли в д. Ново – Спасское, затем в д. Иванники, в которой в это время мы жили, затем в д. Кишкино.
9 октября 1941г. наши войска в д. Богородицкое попали в окружение. (Деревня Мартюхи была в центре событий.) Они шли от Белой по Хмелитскому большаку, слышны были «зенитки». Самое большое скопление солдат было у д. Обухово. Там шли ожесточённые бои. Было очень много убитых солдат (всё усыпано убитыми солдатами), особенно около реки. Наши части хотели прорваться по реке Бебре к трассе, но немцы их опередили.
Утром 9-го проснулись, немцы всполошились, началась стрельба. Моя сестра Ксения (Семёнова К., 1921г. р.), хотела выйти на улицу из дома, но начался бой. Все попрятались: кто в окопы, кто куда. Никого нигде не было видно. После боя мы ходили на поле собирать раненых (бинты и марлю). Раненые лежали один на одном. Полная изба была тяжело раненых. Многие раненые солдаты попали в плен. Их свозили в д. Волково, в лазарет. Немцы организовали пекарню и пекли хлеб для раненых. Давали грамм по 200 на человека, резали коней. В д. Волково (от д. Всеволодкино – 1км) пленных было 12 тыс. здоровых, кроме раненых. Их отправляли в г. Вязьму. У нас жил раненый политрук, где – то до нового года. На новый год мы повезли его (Коробов Михаил) в лазарет (ранен в ногу). Когда пришли наши в 1942 г., его отправили в Москву (прорвались партизаны)…»
Вот и все, что пока мне удалось узнать про деревню Волково и про судьбу трех ополченцев нашей 2-й ДНО в Вяземской оборонительной операции.
Внучка ополченца Л.Е. Муждабаева
Информацию предоставил В.Кузьмин