Прошедшая в Центральной городской библиотеке краеведческая конференция раскрыла уникальные проекты по истории города Клин и археологических находках в этих землях.
Стремление выявить истинную дату рождения города Клина, согласуясь только с неполными и скудными летописными описаниями, привело к оскорбительному действию в отношении наших предков действию. Именно так начал свою лекцию Андрей Петровский – председатель совета КАНО «Клинское княжество». За дату основания города Клин была принята дата его разорения. Однако лишь подлинные свидетельства способны рассказать о точной датировке создания города.
«Никоновская летопись свидетельствует об исторической связи Клина и московского князя Юрия Даниловича так: «В лето 6825 князь великий Юрий Данилович Московский с Кавгадыем и со многие татары, и со князи суздальскими, и со иными князи, и со многими силами поиде с Костромы к Ростову, а от Ростова поиде к Переяславлю, и от Переяславля поиде к Дмитрову, а из Дмитрова к Клину». Больше ничего.
Но князь-то был врагом Тверского княжества, в которое входил Клин, воевал против него. Пограничным городом Московского княжества, Клин был форпостом, щитом южной границы Тверского княжества.
Именно Константин Михайлович Тверской, первый удельный князь Клинского княжества, сын святого благоверного князя Михаила Тверского и святой благоверной княгини Анны Кашинской. Клинский уезд был тверской территорией вплоть до конца восемнадцатого столетия. Князь Юрий Данилович Московский старший сын московского князя Даниила Александровича, сына Александра Невского.
Как сын князя, так и не побывавшего на великом княжеском столе, прав на великое княжение не имел. В 1317 году Юрий в Золотой Орде женился на сестре Узбек-хана Кончаке (в крещении Агафья) и получил высокий монгольский титул. 22 декабря 1317 года был разбит Михаилом Тверским в сражении под селом Бортеневом, в 40 верстах от Твери, бежал в Орду, где с помощью Кавгадыя, приближенного хана Узбека, добивался от хана расправы над своим политическим противником, обвиняя Михаила Ярославича в отравлении Кончаки (Агафьи), умершей в Твери при загадочных обстоятельствах. На самом деле Юрий Данилович вместе с татарами, по сути, разорил Клин и Тверское княжество.
В 1318 году вызванный в Орду Михаил был убит людьми Юрия Даниловича и татарами. Мертвое тело князя Михаила было выдано для захоронения родственникам лишь через год.
В 1325 году Юрий Данилович приехал в ставку Орды Сарай-Берке и стал добиваться ярлыка на великое княжение. Тверской князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи, сын Михаила Тверского, встретил его там и зарубил в припадке гнева.
Также Андрей Петровский поведал о находках – это вислая печать Ярослава Всеволодовича на строительство крепости и подвеска-шумелка. Также поведал о языческих артефактах. Также он рассказал о цифровом восстановлении домонгольского артефакта найденного в 2018 году при прокладке дороги у подножья соборной горы был найден фрагмент литого бронзового украшения сильно покрытого окислами.
Для рабочих эта находка не представляла какой либо ценности и поэтому попала на близлежащую приёмку цветметаллла. Именно оттуда её забрали понимающие в археологии и истории люди. Видимо в процессе подготовке к сдаче был отчищен благородный слой патины и открылся витиеватый, шнуровидный рисунок орнамента. Сохранив артефакт высотой 6 см. и шириной 3,5 см., который является остатком 50% подвески-шумелки. Это не просто декоративное назначение, но являлось оберегом. Ведь треугольник один из древнейших символов земли и плодородия.
Описание ближайших аналогов было выполнено ещё в XIX веке графом Уваровым и в дальнейшем отражена в российской историографии.
Подвески-обереги такого типа относятся Фино-угорским племенам XI –XII веков, об этом свидетельствует и клинская находка.
Издревле считалось, что шум способен отгонять как лютого зверя, так и нечистую силу. С этой целью носили женщины шумящие подвески. Они были увешаны ими в прямом смысле с головы до пят. Привески подвешивались на различные основы, которые в свою очередь крепились к головным уборам, гривной утвари, одежде, ремням.
Также большое распространение имели зооморфные подвески, которые очень часто встречаются на Руси — это кони, петухи, лягушачьи и утиные лапки. Уточка — символ Рода — создателя Земли, а Конек — символ добра и счастья. Такие подвески носили на поясе, на шее как ожерелье или соединяли с головным убором.
Об этом есть описание в большой работе Бориса Александровича Рыбакова «Язычество древней Руси». Именно найденные артефакты, а также летописные документы указывают, что дата создания города Клин — это как минимум 1200 год.
Андрей Петровский предъявил слушателям ряд выписок из архивных источников, говорящих о том, что верной была прежняя дата (1234 г.). Снова подняли давний вопрос о дате рождения города. Ещё в школе, нам называли дату 1234 год, а позже государство назначило другую дату – 1317 год. Причём, ничьё другое мнение, отличное от «истинного», никого не интересовало. На эту тему написано множество статей. Трудно сказать, были ли эксперты, давшие заключение, историками, но краеведов города бездоказательное постановление, естественно, не удовлетворило. Ибо для установления истины существуют исторические документы (летописи), и документы эти не являются секретными, а они явно противоречат безапелляционным выводам экспертов.
Василий Кузьмин, фото и видео автора