А история создания школы началась ещё в первые годы эксплуатации Николаевской железной дороги Клин получил не только вокзал.
В районе старого Чепеля (название из народного обращения Чепель – основатель чугунолитейного завода ныне – это Станкостроительный завод) был создан целый железнодорожный городок, состоящий из нескольких десятков строений (улица Трудовая).
Ведь возникла необходимость обслуживать путевое хозяйство, люди переезжали семьями, селились в комфортных (по меркам того времени) бараках. Для того чтобы учить детей, в 1890 году возвели железнодорожное училище. Это было красивейшее здание, выполненное по проекту Константина Тона, автора Ленинградского вокзала в Москве и Московского – в Петербурге. Благодаря снимку, сделанному Василием Андреевичем Беликовым в начале ХХ века, мы знаем, как оно выглядело в свои лучшие годы.
До сегодняшнего же дня дожили лишь руины центрального входа. Но даже в столь плачевном состоянии эта часть сооружения впечатляет утончённостью архитектурных деталей, тяготеющих к стилю классицизма.
После революции 1917 года училище преобразовали в школу для детей железнодорожников. В 1939 году поблизости возвели новое здание железнодорожная школа № 4 (потом она стала школой № 12), а в старом создали вечернюю школу.
И вот что самое интересное, кто-то изменил после облицовки здания и год постройки этой школы на более современный 2012 год.
И поэтому получается, что здесь не учился лётчик-космонавт, герой Советского Союза Юрий Петрович Артюхин. Да звучит не приятно, но когда-то и школу хотели назвать его именем, хотя сейчас есть улица с его именем и Решоткинская библиотека разработав уникальный проект, получила имя этого космонавта.
А ведь он родился в 1930 году в деревне Першутино дом № 22, в семье военного лётчика. В 1948 году окончил десять классов Клинской железнодорожной школы № 12. И вот 3 -19 июля 1974 года Ю.П. Артюхин совершил космический полёт в качестве бортинженера (командир экипажа – П.Р. Попович) на космическом корабле «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3» по программе «Алмаз» продолжительностью 15 суток 17,5 часов. Позывной – Беркут-2.
Начиная с середины восьмидесятых выпускники железнодорожной школы № 12 не приходят в свою любимую школу, а ежегодно встречаются либо на природе, либо за столиками удобного кафе. Ведь в настоящее время и название школы пишется иначе, и историческую справку переписали, но смысла это не меняет, мы помним своих учителей и одноклассников.
Вот такая история, но самое прекрасное, что в этой школе учились и мои родители и родители моих одноклассников живущих в Першутино, Лаврово, Стреглово, Борисово и из других близлежащих деревень. Учителями были большие профессионалы и назову только тех кого сразу вспомнил – это Андрей Федорович Металличенко, Раиса Петровна Буякова, Полина Сергеевна Кузнецова, Ирина Николаевна Федорова, Михаил Михайлович Фут. Я не хочу никого обидеть, но все педагоги нашей школы были профессионалами с большой буквы. И они умели научить и правильно передать свои знания ученикам.
И вот Олег Скатков и Нина Андреева собрали уникальные снимки и даже сняли небольшой видеоролик об этой школе.
Спасибо всем моим одноклассникам, что принимали меня таким, какой я есть, а учителям мой низкий, земной поклон за подаренные знания и раскрытый талант.
Василий Кузьмин, фото автора и из архива одноклассников