Научный сотрудник Малой обсерватории Московского Планетария, астроном Никита Шаморгин рассказывает о сделанной им астрофотографии. На снимке изображено то, что когда-то было звездой-гигантом массой в два десятка солнечных. Звезда прожила короткую, но яркую жизнь – светимость её превосходила солнечную в 20-30 тысяч раз. В ядре происходили реакции слияния водорода в ядра гелия с выделением энергии. Так продолжалось несколько десятков миллионов лет. Но затем водород в ядре закончился. Ядро сжалось и ещё сильнее нагрелось, началось «горение» гелия. Это продлило жизнь звезды, но ненадолго – гелий на порядок менее эффективен, чем водород в качестве источника энергии.
Далее звезда переходила на сжигание в ядре всё более тяжёлых ядер – и чем тяжелее они были, тем быстрее сгорали. И когда из синтеза кремния образовались элементы группы железа (железо, никель, кобальт) энергетически-эффективные термоядерные реакции прекратились. Реакции ещё продолжались в нескольких последовательных слоях снаружи ядра, но само оно потеряло источник энергии…
Больше ничто уже не могло удерживать огромный вес всего вещества звезды, которому раньше противостояли давление горячего газа и световое давление. Звезда стала падать сама на себя. Произошёл гравитационный коллапс. Падающее на ядро вещество сжималось и нагревалось с огромной скоростью. Произошёл термоядерный взрыв, полностью разрушивший звезду, разметавший в пространстве её внешние слои. Ядро же, вероятнее всего, превратилось в чёрную дыру.
Случилось это по разным оценкам от 5 до 20 тысяч лет назад. Наши предки и их друзья мамонты в течение нескольких недель или месяцев могли наблюдать в небе звезду, видимую даже днём.
Сейчас туманность занимает на небе область диаметром в 3° (что в шесть раз больше видимого диаметра Луны). По последним оценкам в пространстве её истинный радиус равен 65 световых лет и удалена она от нас на 2400 световых лет.
Туманность очень живописна, переплетение светящихся газовых кружев разной яркости и цвета позволяет увидеть здесь то вуаль, то рыбачью сеть, то петлю (у туманности разные названия; отдельные фрагменты имеют собственные каталожные обозначения: NGC 6960, 6974, 6979, 6992 и 6995).
Несмотря на то, что туманность имеет относительно высокую интегральную звездную величину 7m, она расположена на такой большой площади, что поверхностная яркость довольно низкая, различить её на фоне неба трудно. Особенно вредит наблюдению засветка.
При съёмке использовались узкополосные светофильтры, которые и дали возможность отделить слабое свечение туманности от засветки мегаполиса. Чтобы объект уместился в кадре, использовался не главный калибр нашей обсерватории, а 106мм рефрактор-апохромат с фокусным расстоянием 530мм.
На фото: туманность Вуаль. Остаток взрыва сверхновой. Автор фото – научный сотрудник Малой обсерватории Московского Планетария, астроном Никита Шаморгин
Источник: Московский Планетарий