Миссия педагога — помочь юным найти свое место в жизни

Владимир Семенов (член Союза фотохудожников России, почетный работник общего образования, руководитель детской фотостудии «Смена» в городке Менделеево под Зеленоградом. Более пятидесяти пяти лет он занимается фотографией, учит этому творчеству детей и никогда не пожалел об этом. И вот его рассказ о себе.

Как я стал фотографом

Когда мы учились в пятом классе, на улице Калинина в городе Уфа недалеко от нашей 62-й школы в жилом доме на первом этаже и в подвале открыли Станцию юных техников (СЮТ). Половина мальчишек из нашего класса записались в разные кружки. Я тоже посетил несколько занятий радиокружка, авиамодельного.

Но больше всего мне понравилось заниматься в фотокружке. Вместе со мной ходили Вася Игнатенко, Леша Бувакин, Радик Багаутдинов, впоследствии, как рассказывают, ставший фотографом. Мы с ним дружили, фотографировали друг друга у памятника Карла Маркса на ул. Кольцевой. Потом, к сожалению, он остался на второй год, переехал на другой конец города и наши пути разминулись. Я ищу его до сих пор и никто пока не сумел мне помочь в этом деле.

У нас было два талантливых педагога, работники Уфимского нефтяного завода (от которого и была открыта наша СЮТ). Одного, уже пожилого, звали Семен Наумович. Он был брюнет, среднего роста, в темно-синем халате. У него успешно занималась моя сестра Людмила, она на 5 лет была меня старше. Я учился у Бориса Ивановича (отчество помню уже не точно). Каждое занятие была новая тема.

Помню, как мы снимали портреты друг друга, записывали рецепты проявителя, свойства сульфита, метола. На столе педагога всегда лежал толстый учебник по фотографии. Он тоже есть в моей фотобиблиотеке. У нас с Людой был один на двоих считавшийся одним из лучших в те времена фотоаппарат «Зенит-3М» с небольшим объективом «Индустар-50».

Заниматься фотоделом тогда было нелегко: отснятую пленку «Фото-65» надо было самим в полной темноте перед проявкой зарядить в односпиральный фотобачок, что у меня плохо получалось.

И я тогда сказал сестре: «Наверное, я брошу занятия по фото». Ее мудрый совет я помню до сих пор: «Ты сначала научись, а потом бросай!» Я послушал ее и вскоре, в начале занатий кружка в новом учебном году, учась уже в 6-м классе, успешно освоил зарядку фотопленки и желание бросить фотокружок отпало. Тогда я еще не знал, что занятия фотографией станут моим главным увлечением на всю жизнь, станут профессией, перерастут в призвание. И я сам, уже будучи членом Союза фотохудожников России, Почетным работником образования, буду обучать школьников основам фотомастерства.

В девятом классе я занял третье место на Уфимском фотоконкурсе школьников за снимок «Сталевары». Вместе с классом мы были на экскурсии на металлургическом комбинате в г. Аше, где видели как сталевары варят сталь. А уже летом после 9-го класса меня направили от фотокружка работать фотографом в заводской пионерский лагерь на целую смену.

Зарплату я не получал, но путевка была бесплатная. Я, помню, отснял три пленки: пионерские линейки, походы, ученья по гражданской обороне, где пионеров носили на носилках. Рядом с лагерем был загородный детский сад. Я договорился, снимал детские группы малышей, заработал первые свои семнадцать рублей (а тогда были немалые деньги), их хватило на покупку фотоувеличителя «Ленинград».

Уже в институте, когда я поступил в МЭИ, я пришел на занятие фотостудии ДК МЭИ. Здесь вышли мои первые снимки в институтской газете «Энергетик»: виды природы, студенты группы Т-11-69 на занятиях.

После третьего курса меня направили работать летом в студенческий лагерь МЭИ в Алуште, где я работал вместе с однокурсником Толей Захаровым и где отдыхал начинающий певец Александр Градский. Там я уже сам в фотокомнате проявлял и печатал фотографии, снимал праздник дикарей, студенческий отдых. После четвертого курса я работал фотографом в студенческом лагере МЭИ в подмосковной Фирсановке.

Когда меня распределили во ВНИИФТРИ, я нередко заходил в комитет комсомола института, предлагая свои услуги фотокорреспондента. И своей активностью привлек внимание комсомольского вожака Владимира Дацко. Он узнал, что я окончил, как и он, с золотой медалью школу, с отличием МЭИ, активно работал спорторгом в летнем пионерлагере, был избран комсоргом одела в НИО-2.

Это и решило мою дальнейшую судьбу: мне предложили работать освобожденным секретарем комитета комсомола института, заместителем Дацко. Перед этим событием я целую ночь не спал, думал, жалко было расставаться с профессией инженера-исследователя.

И решил отказаться от такого заманчивого предложения. Но секретарь парткома Владимир Иванович Балатский сумел меня переубедить: перспективы в работе, зарплата повыше, возможность продолжать занятия наукой. Так началась моя «комсомольская пятилетка».

После ее окончания я вернулся во ВНИИФТРИ в отдел научно-технической информации, который возглавлял Антон Васильев, тоже бывший комсомольский лидер, руководивший когда-то комсомолом Солнечногорья.

Все это время я работал внештатным фотокорром районной газеты «Сенеж», опубликовал в ней более тысячи фотоснимков и статей. И вот однажды звонит мне главред газеты Галина Ивановна Борина и предлагает стать студентом-журналистом. «Поздно, — подумал я. – В 39 лет идти в студенты, бросать хорошую работу, все начинать с начала».

Меня отговаривали все: родители, жена. И тем не менее «дух авантюризма» взял верх над здравым смыслом. С удовольствием я два с половиной года отучился на журфаке социального университета, закончил его с отличием и вернулся потом уже не во ВНИИФТРИ, а в Дом детского творчества «РИТМ».

Здесь я проработал четверть века директором и до сих пор продолжаю работать педагогом, учу детей фотографии и журналистике и сам продолжаю снимать и иногда писать.

Владимир Семенов, фотографии Василия Кузьмина

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама

Один ответ на “Миссия педагога — помочь юным найти свое место в жизни”

  1. Василий! Спасибо огромное, очень приятно!

Комментарии закрыты