Александр Сергеевич родился в мае 1945, в Клину живет с 1960 года. Приехал сюда вместе с родителями. Отец был военврачом в блокадном Ленинграде, дошел до Венгрии. После окончания службы решил поселиться в Клину, чтобы быть ближе к брату. Трое других братьев Сергея Солодовникова погибли во время Великой Отечественной войны.
Знаковая встреча В Клину Александр познакомился с Алексеем Степановичем Ларионовым, который преподавал рисование в школе №1, где и учился приехавший в Подмосковье юноша.
И вот его воспоминание:
– В Клину, когда я учился в 9 классе, на мой портрет Льва Толстого масляными красками на выставке рисунков в школе обратил внимание Алексей Ларионов, известный в городе художник. Он пригласил меня на занятия в свой кружок.
Именно он сделал из меня художника. По части искусства – он мой второй отец. Три года учитель готовил меня к поступлению в полиграфический институт. Но мне не повезло, хотя все профессиональные экзамены сдал на пятерки. По сочинению в ведомости поставили два. Я стал уточнять, оказалось, что на самом деле четыре получил.
Но меня так и не зачислили в институт. Отслужил три года в армии, в Клинском районе. В свободное время рисовал. Ездил в подшефную клинскую школу №9. Там однажды меня попросили написать портрет Героя Советского Союза Виктора Калинина.
Он потом висел в пионерской комнате школы. После армии закончил электростальский строительный техникум, затем строительный факультет Московского института коммунального хозяйства и строительства, параллельно учился и закончил университет искусств имени Н.К. Крупской.
После армии Александр стал строителем, через некоторое время начал работать конструктором на заводе «Медстекло», где и проработал 20 лет. Но душа всегда тянулась к изобразительному искусству.
В свободные минуты он рисовал сотрудников и стеклодувов. В старом здании Детской школы искусств расписывал фойе и учебные классы. Оформлял маленький зал ресторана «Юбилейный» в стиле «Лебединого озера».
Занимался оформлением книг. Например, оформлял известное издание клинского краеведа В. Юдина «Край наш Клинский».
Художник Александр Солодовников всю жизнь рисует пейзажи Клина. На многих его пейзажах запечатлены дома, деревья и места, которых уже нет. В прошлом остались проселочные дороги, ведущие к деревням, и тихие заводи речушек. Без объяснения самого художника иногда сложно понять, «где эта улица, где этот дом», изображенный на картине, и вспомнить, что сейчас находится на этом месте.
Из разговора с Александром Сергеевичем:
– Часто охватывает ностальгия по старому городу, в котором было уютно. На улицах редко ходил транспорт, в скверах играл духовой оркестр, гипсовые скульптуры украшали парки. Мы с моей будущей супругой любили сидеть в сквере у Торговых рядов рядом с фонтаном «Золотая рыбка», гулять здесь по маршруту, который тогда назывался у молодежи «Малая орбита».
Он шел вокруг корпусов Торговых рядов. А маршрут «Большая орбита» проходил по городу, затем на речку, где не было тогда затопленного русла. Затем шли туда, где был островок с домиком полковника. Завершалась «Большая орбита» напротив школы № 16, там тоже был маленький островок, к нему вел деревянный мосточек.
Там гуляли влюбленные парочки, но его быстро сломали. Берег там казался высоким, но построили дома, и все пропало. Бывало, что от лодочной станции на лодках мы в удовольствие катались до деревни Акулово. Как было красиво в Первомайском сквере в те годы, он был отделен от дороги ажурными арками с крупной сеткой, были здесь портреты известных деятелей, живших в нашем городе. В центре сквера была огороженная танцплощадка, где мы проводили время.
Мы были молоды и счастливы. Со школьных лет и до сего времени мы сохранили дружбу нашей очень веселой компании, многие завидовали нам.
Клин утраченный
Среди картин Александра Солодовникова много видов Клина и окрестностей — деревень Акулово, Бакланово, Сохино и др. Это акварели, картины маслом, гуашью, карандашные эскизы и наброски тушью. На них пейзажи и тридцатилетней – сорокалетней давности, и современные виды города: улицы, дома, храмы.
Картины передают настроение и атмосферу города. Например, «Символы Клина» – картина 1998 года, которую художник долго и тщательно писал. На ней знаменитый Дом под часами и виднеющийся храм Всех Скорбящих радость в серый пасмурный день, каких в городе предостаточно.
Особенно впечатляет на картинах Александра Солодовникова то, что ушло от нас и постоянно уходит. Можно рассматривать часами пейзаж за пейзажем и проникаться какой-то светлой и легкой грустью, ведь этого уже не увидеть в Клину.
Например, на акварели 1973 года – пруд в Пятом микрорайоне, рядом с ним елочки и кусты, нет еще ни одной многоэтажки, вдали видна подстанция. Или улица Спортивная со знаменитым магазином № 24 – картина так и называется «Спортивная, 24». На ней – ушедшие в прошлое красные телефонные будки и старые домики рядом с пятиэтажками.
На картине «Первомайский сквер. Юноша с рыбой» 1978 года – в блеклых и пасмурных осенних красках знаменитая гипсовая фигура, украшавшая когда-то фонтан.
Еще сохранились на Чепеле серые деревянные дома, которые художник запечатлел на картине «Деревянные домики за Волоколамским мостом» в 1987 году.
Акварель «Старый домик на Литейной». Деревянная изба, где жила семья Крючковых, стояла напротив проходной завода «Медстекло», где сейчас разместились обитые сайдингом «Торговые галереи».
Вот деревня Сохино, речушка, мальчишки едут через брод на лошадях. Теперь мост через речку железный, брода нет, лошадей тоже. Еще одна акварель с бревенчатым домиком около пруда в Демьянове. Его уже снесли, осталась только картина Александра Солодовникова с уходящим прошлым.
Василий Кузьмин, фото автора
Вот бы выпустить альбом работ Солодовникова! Этим должны заняться местные власти. Это гораздо важнее для истории и культуры города, чем многочисленные одноразовые фестивали, на которые тратятся большие силы и средства, а эффект сомнительный.
Дмитрий. Альбог работ Александра Солодовникова выпускать никто не будет. Так как история и культура в городе Клин уже давно не кому не нужна. Я где-то с вами и соглашусь, но пробовали попрость денег на издательство исторических книг А. Шугаева и Л. Тарасовой. Все просто, напечатали авторы их за свой счет в количестве 50 штук на весь город. Моя цель донести искусство и творчество через Интернет.