В четырех километрах от города Клин в сторону Высоковска находится деревня Борисово. Знаменита она не только бывшей усадьбой принадлежавшей действительной стацкой советнице Анне Петровне Сушковой. В которой 30-50-е годы XIX века часто бывала Екатерина Александровна Сушкова или Катенька Сушкова, близкая знакомая Михаила Юрьевича Лермонтова, встречавшаяся с поэтом в усадьбе его родственников Столыпиных — в Середникове.
А также сохранившимся после большой реставрации, домом всемирно известного врача Алексея Замкова. Он бесплатно лечил в 1918-1929 годы крестьян всей округи. Его женой была Вера Мухина — народная художница СССР, которая создала скульптурную композицию «Рабочий и колхозница», завоевавшую в 1937 году Гран-при на Всемирной выставке в Париже. А десятью годами раньше Вера Игнатьевна Мухина во дворе дома в Борисове создала свою знаменитую «Крестьянку», покорившую Рим и принадлежащую ныне Ватиканскому музею.
После переезда Веры Мухиной, мужа и их сына Всеволода в Москву дом был передан на баланс колхоза «Знамя коммунизма», потом — совхозу «Дружба». В нем было правление совхоза, потом столовая, а в начале 1990 года дом пришел в полную негодность.
Владимир Андреевич Чернышов многие годы дружил с сыном Мухиной — Всеволодом Алексеевичем Замковым, по совету которого он купил в 1992 году дом Замковых в деревне Борисово у совхоза «Дружба».
Дом, имеющий мемориальное значение, представлял собой жалкое зрелище: это было полуразвалившееся здание, нуждающееся в капитальном ремонте. Сохранилось заявление В.А. Чернышова, адресованное председателю совхоза «Дружба» Н.И. Штырхунову и начальнику управления по делам культуры и искусства Е.Б. Уманской, о разрешении на продажу дома от 09.12.1991 г., в котором В.А. Чернышов обязуется привести в порядок и выделить одну из комнат под мемориальную комнату Замкова и Мухиной.
Всеволод Алексеевич Замков одобрил инициативу друга и оставил на заявлении свой автограф, обращенный в отдел культуры, о содействии в покупке дома.
После состоявшейся сделки купли-продажи в 1992 году дома Замковых, усилиями Владимира Чернышова и его семьи дом был поднят на фундамент, заменены гнилые венцы, восстановлены полы, сделана новая крыша, проведено газовое отопление, воссоздана старая печка и выпилена лобзиком большая часть резного фасада.
К 120-летию со дня рождения (1 июля 1889 года) Веры Игнатьевны Мухиной (2009), Владимир Андреевич закончил реставрацию фасада, обновил мемориальную доску и открыл красочный информационный щит о жизни и творчестве В.И. Мухиной и А.А. Замкова в Москве и Борисове, а так же практически полностью восстановил мемориальную комнату. Хотя мебель из дома утеряна, а многие работы и семейные фотографии сейчас находятся в частных коллекциях, но главное, что дом со слов его хозяина теперь простоит ещё лет так сто. На открытие новой мемориальной доски собрались краеведы, жители деревни и приехал правнук Веры Мухиной Алексей Игоревич Веселовский.
Вот что вспомнила старожил деревни Борисово Мария Илларионовна:
— Помню, что я дружила с Алёшкой из семьи Замковых, лазили с ним на чердак дома, там было много разных лепных фигурок они стояли на полках. Свекра Веры Игнатьевны помню, всегда в среднем окне сидел седой такой. Так же помню когда Всеволод сын Веры приезжал. Приезжал еще родственник из-за границы и говорил, что он в 1938 году был последний раз. Хотел просмотреть церковный архив, но батюшки в Селенском не оказалось. Жили Замковы-Мухины в среднем достатке, время было тяжелое голодное, мебель в доме была деревянная, старинная, резная очень красивая. Саму Веру Мухину не помню, но по рассказам родственников Вера Игнатьевна тогда уже известной была, приезжала в деревню на черной машине и с детворой разговаривала и сладостями угощала. А когда дом продали колхозу так все и растащили и даже говорят, что в музее ничего не сохранилось. Вот только Володя Чернышов дом из руин поднял — это и есть память о хороших людях.
Правнук Веры Мухиной Алексей Веселовский, рассказал о себе:
— По образованию я художник окончил художественный институт в Москве и занимаюсь графикой и типографским делом. По материнской линии я являюсь правнуком Веры Мухиной. Я пытаюсь собирать архивные материалы по своей родословной, но на самом деле биография Веры Игнатьевны достаточно хорошо описана у Воронова и сама Мухина писала много. Дело в другом мне для себя очень интересны вехи в истории. И те вещи которые не в архивах не слились воедино я пытаюсь находить воспоминания. Для меня это событие очень важно ведь период жизни семьи он мало описан потому что это были тяжелые годы.
Вере Игнатьевне не удавалось работать в полную силу она занималась и театром, оформлением различной продукции. А есть воспоминания что Алексей Андреевич в то время часто бывал здесь, практиковал как врач и собственно семья в голодные годы кормилась за счет того что он привозил с деревни продукты которые давали крестьяне за его врачевание. А сегодня именно здесь я понял что летом вся семья бывала здесь как на даче на отдыхе, но в работе. Это благоденственное место, которое творчески влияло на всю большую семью. Ведь сама Вера называла своего мужа в семье первой скрипкой и по известности и по значимости. Она считала его гораздо более важной персоной ведь он был очень известным врачом, то есть врачом от Бога. Как доктор, как врач, как исследователь. Для истории города Клин очень важны эти оба человека.
А в это время клинский художник Евгений Бакланов, буквально на глазах жителей деревни нарисовал картину с домом Веры Мухиной поделился своим мнением:
— Вера Игнатьевна Мухина — это великий русский художник, поэтому мой долг отозваться на такое событие своим произведением. Вера Игнатьевна очень много работала в Борисове и именно здесь ею сделано много достойных произведений.
Владимир Чернышов также мечтал восстановить мастерскую В.И. Мухиной на приусадебном участке, благоустроить территорию около дома, а также добиться, чтобы улице, где стоит дом Замковых, присвоили название: «Улица Мухиной-Замкова».
К сожалению, не все удалось претворить в жизнь. В.А. Чернышев был истинным патриотом своей родины и большим оптимистом. Ему были небезразличны люди, которые прославили Борисово и Клин. Его мечта была увидеть здесь потомков Мухиной и Замкова: их внучку Марфу Всеволодовну Замкову, праправнучку Машеньку Веселовскую, которая еще не была в Борисове.
Последние годы жизни Владимира Чернышова были очень насыщены: завершался ремонт дома, благоустроен участок. Владимир Андреевич являлся доктором технических наук, преподавал в одном из вузов столицы и был членом Клинского отделения ВООПиК. Вся его жизнь посвящена науке, студентам, увековечению памяти великих людей, воспитанию троих детей, а с выходом на пенсию постоянно жил в Борисове.
Как рассказывал сам Владимир, когда ему было всего 6 лет, когда в деревню Борисово приехала знаменитость (Вера Мухина). Это было событием для местных жителей и врезалось в память ребенка. В то трудное послевоенное время, еще видны были всюду следы прошедшей войны, голод, холод. И вдруг в Борисове появились два черных лимузина, которые остановились возле дома Замковых.
В день приезда В.И. Мухиной в Борисово собралось много местных жителей, особенно детей, которые впервые в жизни увидели шикарные автомобили и вышедших из них мужчин в черных костюмах и белых рубашках. Среди них была невысокого роста симпатичная женщина в строгом черном платье. Это была Вера Игнатьевна Мухина. Она раздавала окружившим ее детям конфеты (некоторые из них умудрились получить конфеты дважды).
Тогда еще был жив свекор В.И. Мухиной — Андрей Кириллович Замков, который прожил большую жизнь (он умер в 1956 г. на 96-м году жизни). Скорее всего Мухина приехала навестить своего свекра. В доме свекра Мухина пробыла недолго, что-то около часа, но этот её визит в Борисово запомнился Владимиру Чернышову на всю жизнь, как и жителям деревни. Об этом эпизоде из своей жизни он много раз рассказывал.
Ведь 1946 году Вера Игнатьевна Мухина была уже на пике славы: к тому времени был выполнен проект памятника П.И. Чайковскому, который установлен в 1954 г. у входа в Московскую консерваторию. За скульптурный портрет академика-кораблестроителя А.Н. Крылова (1946 г.) В.И. Мухина была удостоена Государственной премии СССР. В 1946 г. выполнен портрет кинорежиссера А.П. Довженко, а скульптуру «Крестьянка», созданную в Борисове, в 1946 году приобрел Ватиканский музей в Риме.
Владимир Андреевич Чернышов, почти 20 лет являлся хозяином мемориального дома №40, который принадлежал известному роду Замковых, но так и не сумел реализовать свои большие планы, ведь жил в постоянном напряжении и трудах, а 29 декабря 2010 года его сердце остановилось. Владимир Андреевич Чернышов похоронен он на Селинском кладбище, где покоится прах предков Чернышовых и Замковых. Вот только дом четы Замкова и Мухиной, так и не стал домом-музеем, хотя о развитии исторического туризма говорилось всегда очень много.
Василий Кузьмин, фото из архива автора
Материал написан по воспоминаниям и документам Владимира Андреевича Чернышова. Фотографии автора статьи, а также взяты из архива В.А. Чернышова