Робот-уборщик и умные урны: как в Москве тестируют экологические инновации

Испытания новейших разработок проходят на ВДНХ, в образовательных и реабилитационных учреждениях. Все больше технологических компаний проявляют интерес к программе пилотного тестирования инноваций, которая позволяет разработчикам передовых решений в разных сферах проводить испытания продуктов в городской среде и получать экспертную оценку их эффективности. Программу реализует Агентство инноваций Москвы. К ней уже присоединились порядка 400 компаний. 169 заявок на участие в проекте поступило в 2021 году.

Экопроекты в действии

В числе участников программы около 100 компаний экологической направленности, которые разрабатывают инновационные решения для уборки мусора, сортировки, переработки и утилизации бытовых отходов.

Одна из таких разработок — автономный уборочный робот-пылесос. По словам создателей, новинка объединяет проверенные временем технологии с последними достижениями робототехники.

«Когда мы начинали разработку робота в начале этого года, мы стремились получить помощника, способного заменить монотонный ручной труд дворника и при этом обеспечить сопоставимое или лучшее качество результата. Мы взяли классическую схему вакуумной установки и доработали ее с учетом габаритов и ожидаемой производительности нашего робота. Установку поставили на электрическое шасси, добавили средства машинного зрения и немного алгоритмов искусственного интеллекта. И, конечно, постарались сделать так, чтобы внешний вид был не только функциональным, но и эстетичным.» — генеральный директор компании «Автономикс» Михаил Черный

По его признанию, сложнее всего было совместить компактные размеры с мощным функционалом. Важно было, чтобы робот получился максимально мобильным и проходил там, где может проехать детская коляска или инвалидное кресло, а еще был эффективен на участках, где невозможно использовать крупногабаритную технику. Аналогичных моделей уборочных машин, работающих с вакуумным всасыванием мусора, в мире не так много, а автономных уборщиков подобного типа до недавнего времени и вовсе не было.

«Изучая опыт существующих аналогов, мы понимали, что они не обеспечивают достаточную чистоту поверхности, оставляя после себя мелкую грязь, пыль. Это особенно заметно на сложных поверхностях, таких как тротуарная плитка и асфальтовое покрытие с высоким содержанием крупной гравийной фракции. Принцип работы нашего робота такой: он собирает двумя щетками мусор к центральной оси и всасывает его. Далее мусор попадает в специальный бункер, а воздух фильтруется и отводится наружу», — пояснил Михаил Черный.

С помощью специального программного обеспечения роботу задают зоны уборки, и он следует этой траектории с учетом реальной обстановки (например, может отклониться внутри зоны, объезжая помеху, а затем вернуться и доделать работу). Встроенный набор датчиков позволяет ему распознавать различные (в том числе движущиеся) объекты даже в условиях сильного задымления, тумана или осадков. Пилотное тестирование разработки сейчас проходит на ВДНХ.

«В рамках этих испытаний мы отрабатываем алгоритмы безопасного движения робота в различных условиях, учим его убирать территорию максимально качественно и экономично. На ВДНХ есть самые разные типы покрытий и конфигурации дорожек. Это важно для нас — многие моменты, связанные с работой робота, стали видны только после начала пилотного тестирования. Мы выявляем небольшие недочеты в конструкции и оперативно их устраняем», — говорит Михаил Черный.

Он уверен, что программа Агентства инноваций Москвы на сегодняшний день является одним из самых эффективных инструментов для адресного выхода на потенциальных заказчиков и тестирования продукта не в синтетических, а реальных условиях.

«Одна из задач городской программы тестирования инновационных решений — дать возможность авторам инноваций оценить их на практике, при необходимости оперативно доработать и найти первых потребителей. Сегодня в Москве доступно 143 такие площадки, где можно апробировать свои решения, — рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. — Всего с начала года было подано 169 заявок от технологических компаний на апробацию своих разработок в городской среде по 18 различным направлениям. К этому моменту было запущено 146 испытаний, 105 из них успешно завершены».

Преимущества пилотного тестирования разработок в реальных условиях оценил еще один участник проекта — Евгений Слепак, разработчик умных урн «ГринБин». Предприниматель считает, что благодаря пилотным испытаниям его проекта москвичи убеждаются, что сортировать отходы — это просто.

Разработка представляет собой систему селективного (раздельного) сбора вторичных отходов на 800 литров. Секции контейнера предназначены для сбора пластмассовых, стеклянных, органических, металлических и бумажных отходов. Из-за большого объема умные урны не требуется часто опустошать. Заполняемость регулируют специальные датчики. Внутри системы установлен пресс-механизм, который способен сжать содержимое каждой секции с 200 до 45 литров.

На корпусе также есть энергоемкая батарея с GSM-датчиком (оповещающим устройством) и Wi-Fi. Когда контейнер заполняется на 90 процентов, на мобильный телефон независимому оператору приходит уведомление, и мусор вывозят на переработку. Зарядка баков происходит с помощью солнечной батареи, которая находится на крышке.

Пользу и удобство умных урн уже успели оценить посетители Московского зоопарка. Из собранных и переработанных пластиковых отходов были сделаны три экоскамейки, которые установили на его территории.

«Пилотные испытания наших умных урн уже прошли в Центре патологии речи и нейрореабилитации столичного Департамента здравоохранения, а также в центре реабилитации и образования № 7 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. В настоящее время идут переговоры о новом пилоте с представителями еще одной городской площадки. Тестирование в среднем длится от трех до шести месяцев. Важно отследить динамику поведения населения в холодный период года и период отпусков.» — разработчик умных урн «ГринБин» Евгений Слепак.

По его словам, ожидаемый эффект от пилотного проекта — это популяризация раздельного сбора отходов, снижение количества мусора, поступающего на свалки, а также существенная экономия бюджетных средств и снижение негативного воздействия на городскую среду.

О программе

Программа пилотного тестирования инновационных решений существует с 2019 года. Благодаря сервису основатели стартапов привлекли 650 миллионов рублей инвестиций.

Узнать больше об условиях программы, выбрать площадку для испытаний и оставить заявку на участие можно на сайте Агентства инноваций Москвы.

Источник: www.mos.ru

Понравилась статья? Поддержите нас!
Читайте больше на эту тему:
Подпишись на наши новости!
Реклама
Реклама
Реклама

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *