«Добро.Журнал» узнал, как детская мечта создателя и бессменного руководителя кукольного театра «Волшебники» Ирины Гергель сегодня помогает детям с особенностями развития найти себя.
История любви
Кукольный театр «Волшебники» работает в Краснознаменске уже больше 30 лет. Город расположен на юго-западе от Москвы. Краснознаменске — это закрытый город, чтобы попасть в него, нужно получить пропуск. Здесь низкий уровень преступности и самая высокая рождаемость по области. Детей в городе много. Несмотря на пандемию, в коридорах Центра развития творчества детей и юношества шумно и весело.
Ирина Гергель приехала сюда за мужем, который был военным. С детства она знала, что посвятит свою жизнь кукольному театру. Во втором классе школы она пришла в кукольный кружок детского дома культуры в удмуртском городе Глазове, где родилась. Она до сих пор дружит с педагогом, который вел занятия.
Шестиклассницей Ирина нашла справочник для поступающих в вузы, отыскала там театральный вуз, кафедру кукол, и я сказала: «Я буду тут учиться». Мама-медсестра и отец-рабочий решение дочери поддержали. Единственный вуз, который давал в России высшее образование кукольникам работал в Санкт-Петербурге — это был Российский государственный институт сценических искусств.
Выяснилось, что кукольников набирали один раз в два года. Ирине повезло: она приехала поступать в как раз в тот год, когда был набор. «Конкурс был бешеный, но я прошла, потому что готовилась к этому очень серьезно, – рассказывает Гергель. – Я была такая счастливая. Я приехала из маленького городка в большой город. Я еще ничего не знала, но я сразу поняла, что это мой город. Я была счастлива от того, что я здесь».
Три театра
В Петербурге Ирина вышла замуж за курсанта. Едва окончив институт, она уехала за ним на Дальний Восток – в маленький военный городок Галенки.
«Прихожу в школу и говорю: а давайте кукольный кружок откроем, – говорит Ирина. – Они отвечают: «А у нас ничего нет. И ничего и не надо». В соседнем поселке Покровка был Дом пионеров – там и открылся первый кукольный театр Ирины. Ширму помогли сделать в строительной части. Кукол лепили сами из пластилина и прочего подручного материала.
Через четыре года пришлось сменить место жительства. Второй кукольный театр обрел жизнь в Евпатории. «Жили за городом. Я в первый раз жила в приморском городке, – вспоминает Ирина. – Зимой там тоска жуткая. Я работала в доме пионеров, точно так же по новой все сделала. Когда мы уезжали, я оставила в этом городе много кукол».
Через четыре года состоялся еще один переезд – в Краснознаменск. Чтобы получить служебное жилье, Ирина пошла работать нянечкой и четыре года проработала в детском саду. «С куклами, казалось, было покончено навсегда, жизнь кардинально повернулась в другую сторону. Я подумала: стану другим человеком – счастливым, свободным, но не тут-то было, – улыбается Ирина. – Я вдруг поняла, что не могу без этого. Я пришла в центр творчества, который располагался тогда в пятикомнатной квартире, и задала все тот же вопрос: а можно я у вас открою кукольный театр? И притащила коробки с куклами».
Годом рождения нового театра стал 1990-й. Театр получил название «Волшебники». Тогда была популярной детская песня «Где водятся волшебники», и все ее пели:
Чего на свете не случается,
Чего на свете не бывает!
А люди с крыльями встречаются,
И люди в небо улетают!
На крыльях веры в невозможное
Они летят в страну мечты.
Пусть усмехнутся осторожные —
Я полечу туда,
Я полечу туда,
Я полечу туда!
А ты?
В 2012 году Ирина Гергель организовала Фонд развития детских кукольных театров и стала его президентом. Фонд создает площадки для встреч детских кукольных коллективов, проводит фестивали, семинары, мастер-классы для детей и педагогов, реализует издательские проекты.
Саша и Маша
Прийти в театр «Волшебники» может любой ребенок. Двери открыты для всех, в том числе для детей с особенностями здоровья. По словам Ирины Гергель, в группах этим детям заниматься тяжело, они не выдерживают двухчасовых занятий. Кроме того, не все готовы принять ребенка с особенностями, родители начинают делать замечания. Было решено заниматься отдельно, отрабатывать все детали и только после этого собирать всех.
Воспитанники центра Саша Кочкин и Маша Боброва – лауреаты именной стипендии губернатора Московской области, участники и победители городских, областных, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.
Кроме театра, Саша ходит в клуб «Родник» и в студию рисования «Веселая кисточка». Вместе с мамой они создают работы, которые дарят родным и друзьям на дни рождения. «Я не хотела его запирать дома, – рассказывает мама Саши Ольга Кочкина. – Это не наш вариант – ездить все время только на реабилитацию и в больницу. В результате ребенок не знает, как заговорить с другим человеком, как ответить. Важно, чтобы дети были с детьми и вместе занимались творчеством».
Саша передвигается на коляске. Именная стипендия приблизила его к мечте ходить самостоятельно. С помощью реабилитационного тренажера для детей с ДЦП он сможет тренировать ноги, наращивать мускулатуру, и, самое главное, ходить. Стоимость такого тренажера составляет 350 тыс. рублей. Сейчас решается, подойдет ли такой тренажер именно Саше. Если да, то семья приложит все усилия, чтобы Саша его получил.
«Мне нравится этот диплом, он очень красивый, – улыбается Саша. – Спасибо тем, кто его создал с такой любовью к детям, которые прошли трудный путь. Мне нравится приходить к Ирине Николаевне. Здесь меня знают и любят. Это важно – знать, что тебя любят».
Маша – третий ребенок в семье. Она много общается с людьми. Она записывает видео в тик-токе, у нее уже более двух тысяч подписчиков. Она сразу сообщила там, что у нее ДЦП. На вопрос мамы, зачем она это сделала, Маша ответила: «Мама, а что тут такого? Что есть, то есть».
Маша занимается в театре уже больше десяти лет. «Здесь очень весело, я чувствую себя хорошо, когда прихожу сюда», – говорит Маша. «Был период, когда папа нас дома застать не мог, – рассказывает мама Маши Татьяна Боброва. – Мы ходили на тхэквондо, на каток, в бассейн, в кружки. Без остановки. Сейчас я рада результатам: социализация вообще для всех детей играет огромную роль. Кроме того, дети должны понимать, что все разные, и учиться жить с этим».
У Маши хороший голос и слух, но с музыкальной школой отношения пока не сложились. «Всему свое время. И все не зря», – считает Татьяна Боброва.
«Дом, который построил Джек»
Пандемия повлияла на работу театра, но не остановила жизнь в нем.
В 2020 году впервые за всю десятилетнюю историю был отменен фестиваль «Первые шаги», который Фонд развития детских кукольных театров ежегодно проводит в Москве совместно с Государственным музеем «Дом Бурганова». Для творческого сообщества это стало ударом, поскольку номера готовились весь учебный год. Тогда придумали сделать онлайн-конкурс. Артистов попросили присылать видеозаписи своих спектаклей и фотографии кукол, а члены жюри смотрели спектакли на своих компьютерах.
По словам Ирины Гергель, обычно в конкурсах и фестивалях принимали участие около 20 коллективов из разных городов России: «Количество заявок на конкурс «Светики» нас поразило. В нем приняли участие почти полсотни любительских театров. Впервые —иностранный театр, коллектив «Маугли» из Бишкека. Новый формат открыл дорогу коллективам из маленьких поселков и отдаленных уголков России».
Новогодние спектакли будут записаны на видео, которые дети смогут посмотреть дома со своими семьями. «То, что для нас было недоступно и непонятно, тут вдруг сразу «бах» и получилось», – удивляется Ирина.
Дети любят приходить в театр: пообщаться, посидеть за кулисами или на подоконнике, послушать музыку – чаще всего это Бах. Иногда заходят выпускники. Они не стали кукольниками, хотя среди них есть дизайнеры и художники. Но было и такое, что ребенок бросал заниматься и попадал в плохую компанию.
«Прививка счастья, которую они тут получают, от всего спасает, – говорит Ирина. – Важно, что мы все вместе, что мы что-то хорошее делаем, что оно нелегко получается, с трудом и страданием. Учимся жить. Учимся любить. А сейчас мы с ними будем ставить «Дом, который построил Джек». У нас еще все впереди».
Источник: «Добро.Журнал»