Культурный центр ЗИЛ продолжает рубрику фотографа Валерии Титовой. С первым текстом вы можете познакомиться здесь. Ваши фотографии вам не нравятся? Или в конце концов вы устали на самоизоляции и из-за отсутствия привычных ритуалов совсем потеряли голову? Тогда самое время переместить фокус с тревог на себя самого и начать делать автопортреты.
Чем отличается автопортрет от селфи? Селфи — это просто фотография на память, фиксация себя в настоящий момент. А вот автопортрет уже будет содержать ваш авторский замысел, настроение и чувства.
Я уверена, что автопортреты — это навык, а их качество достигается практикой. Причем для этой практики у вас сейчас освободилось достаточно времени, так почему бы не перестать листать инстаграм, а попробовать красиво снять свой портрет? К тому же практика приятная: она помогает лучше узнать себя, свои сильные стороны. Наверняка в вас есть что-то, что не видел никто, или вы давно хотите подчеркнуть черту внешнюю или внутреннюю, которую другие упорно не замечают. Например, хочется, чтобы посетители вашего фейсбука видели сложного и задумчивого человека, а не веселого и беспечного ребенка или наоборот. Займитесь своим образом.
Вдохновляйтесь работами художников и фотографов. Многие посвятили автопортретам значительную часть своего творчества, другие считают автопортрет неплохим ежедневным упражнением. Вы когда-нибудь слышали о Вивьен Майер? Как фотограф она была неизвестна до самой смерти, но кроме прекрасных жанровых фото оставила после себя множество автопортретов: посмотрите фильм «В поисках Вивьен Майер». Причем делала она это как бы между делом.
Задумайтесь, с какой целью вы делаете портрет: вас заботят чисто утилитарные задачи, вы хотите художественных экспериментов или же вам необходимо провести психологическое исследование? Не забывайте, что везде есть место случайностям и, возможно, вы сделаете портрет, подходящий для разных целей, когда пытаетесь выразить сегодняшнее настроение и побороть свои комплексы.
На что снимаем?
На все, что есть под рукой. Это может быть фотоаппарат или телефон, желательно использовать автоспуск и отказаться от фронтальной камеры, это улучшит качество снимков. Возможно, по началу такой режим будет несколько непривычным.
Свет
Если вы живете на солнечной стороне, то вы можете использовать либо рассеянный свет в облачную погоду, либо яркий и контрастный прямой солнечный свет. Тени могут стать частью сюжета вашей фотографии, не пренебрегайте ими. Чтобы свет был не таким резким, можно использовать тюль.
Что касается искусственных источников света, то для начала лучше использовать один, чтобы избежать грязного смешения освещенности разных цветов. Вам подойдет светильник, которому легче задать направление, например, настольная лампа. Тут вы также можете использовать прямой свет или рассеянный. Рассеянный можно сделать, направив свет лампы на светлую стену, потолок или лист бумаги. Кстати, свет может быть направлен и не на ваше лицо, а на часть тела или какую-то важную деталь в интерьере.
Фон
Если в вашу задумку не входят детали вашего рабочего стола или творческий беспорядок, постарайтесь обеспечить себе максимально нейтральный фон. Все предметы в кадре должны быть оправданы, как чеховское ружьё на стене: на первых порах минимализм ваш лучший друг в борьбе с нелепостью. Лучше начать с чего-то простого и однотонного: стены, шторы, шкафы, возможно пледы или ткани, которыми можно задрапировать вертикальные поверхности. Поэкспериментируйте с зеркалами или зеркальными поверхностями.
Образ
Как вы видите себя? Как вас видят другие? Какое качество в себе вы хотели бы развить? Пересмотрите свои старые фото: что вам в них не нравится, а что наоборот привлекает? Вы можете придумать себе альтер эго, с помощью которого будете высказывать потаенные чувства и страхи. Альтер эго пользовалась знаменитая художница начала прошлого века Клод Каон. О ней и еще одной проникновенной фотохудожнице автопортрета Франческе Вудман вы можете послушать лекцию Ирины Кулик из цикла «Несимметричные подобия». Работы авторов прошлого могут подсказать вам, как просто технически воплощать сложные концепции и выражать чувства.
Или же изучите работы Синди Шерман. Все ее фотосерии, похожие на кадры из кино, — это пьесы с ней во всех ролях. Например, серии «Загадочное убийство» или «Девушки с разворота».
Возможно, у вас нет не одной фотографии с улыбкой, так попробуйте улыбнуться. Обычно, если лицо выглядит напряженным, я прошу модель немного покривляться, чтобы мышцы расслабились. Или сильно потереть глаза и после посмотреть в камеру.
Лицо
Запомните: автопортрет — не селфи. Если у вас есть удачные ракурсы и рабочие стороны — забудьте о них, наша цель найти нечто новое в вашей внешности, показать настроение, а не сделать рядовой снимок. Попробуйте снять себя со всех возможных, даже максимально странных ракурсов.
Постобработка
Старайтесь не использовать встроенные фильтры. Попробуйте редакторы с расширенными функциями. Например, старый-добрый Adobe Lightroom для телефонов или программа, имитирующая цвета и зернистость кино и фотоплёнок, RNI Films.
Изучите мультиэкспозицию. Поиграйте с длинной выдержкой и с настройками камеры, даже у мобильного телефона без приложений сейчас много возможностей.
У меня много портретов и автопортретов, потому что это часть моей профессии и даже иногда быта. Я занимаю себя автопортретами, когда жду модель на съемку или работаю над ними в качестве хорошего упражнения. Поскольку классических портретов у меня много, сейчас я придумала для себя челленж и стараюсь посмотреть на свою физическую оболочку максимально отстранённо, как на часть пейзажа, например, камень в лесу. Выходит забавно и часто очень красиво, это помогает мне побороть скуку и тоску в отсутствии моделей и узость домашних сюжетов.
Помните, получаться будет не сразу, постарайтесь относиться к этому не слишком серьезно, пусть для начала это будет чем-то вроде вашего личного дневника. Мой совет начинающим: начните.
Главное фото: Елена Харитонова
Источник: zilcc.ru