Второй день масленичной недели называли «заигрышами» неспроста. В этот день приветствовались всякого рода шутки, потехи и увеселения. Если в первый день Масленицы в основном сидели дома, то во второй начинали активно ходить в гости и веселиться, играя в подвижные уличные игры. «На горах катаемся, блинами объедаемся», — пелось в старинной масленичной песне.
Именно с этого дня начинались массовые народные гулянья. На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на санях, а те, что постарше, веселились за столом.
В больших деревянных балаганах, помещениях для народных театральных зрелищ, с клоунадой и комическими сценами устраивались представления, главными героями которых выступали Петрушка и Масленичный Дед — весенний аналог современного Деда Мороза. Ведь Масленица — веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и обновления природы, до прихода на Русь христианства считалась началом нового года.
На улицах в день заигрышей попадались большие группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.
Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел и деревень.
Дрессированные мишки смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом или как женщины пекут блины.
Особое развлечение для молодежи — катания с обледенелых гор.
Для катаний заливали водой естественные горы или специально сколоченные из дерева скаты. Ледяной скат переходил в длинную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Катальные горки старались украсить: рядом с ними ставили елки и развешивали фонарики.
Ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская молодежь. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки — круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу, катульки — широкие выдолбленные доски, корежки — деревянные корыта, напоминавшие лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками.
Парни, желая показать девушкам свою удаль и молодечество, скатывались с самых высоких гор: садились в верткую корежку и лавировали по крутым склонам, управляя ею, как лодкой, с помощью специальной короткой палки. Или, взяв на руки визжащую девушку, спускались, стоя на ногах.
Катание с гор не запрещалось и женатым. Существовало даже такое поверье, что замужняя женщина, катавшаяся в масленицу с горы, получит хороший урожай льна.
В народе поговаривали: «Кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться». Вот молодые жены и старались.
Особенно яркими во вторник были съездки — катания на санях, запряженных лошадьми.
В Петербурге, например, съездки устраивались на Исаакиевской площади, а в Москве катания проводились вдоль Москва-реки от Воскресенских до Троицких ворот.
К праздничному катанию готовились заранее: лошадей мыли, расчесывали им хвосты и гривы, приводили в порядок сани.
Молодежь обычно каталась с утра, молодожены могли выезжать в любое время по своему желанию, а семейные пары, поженившиеся больше года назад, особенно «большаки», «кондовые» и богатые крестьяне, выезжали ближе к вечеру.
Парни и девушки выезжали на катание с шумом и весельем: лошади мчались вперед, звенели бубенцы, развевались полотенца, привязанные к задку саней, играла гармошка, звучали песни. Лихие парни, стараясь показать перед девушками свою удаль, управляли бегущими лошадьми стоя, прыгали в сани на ходу, свистели и кричали.
Молодожены, для которых катание на Масленицу было обязательным, должны были ехать степенно, с достоинством, и останавливаться по просьбам прохожих, чтобы принять поздравления и, если попросят, «посолить рыжики», то есть поцеловаться при всем честном народе.
Молодожены вообще традиционно считались главными героями всей масленичной недели. Но второй день по праву отдавался не только им.
Главное в «заигрышах» — любовная тема. Холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. В этот день традиционно происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы сыграть свадьбу на Красную горку — праздник, который отмечался через неделю после Пасхи и символизировал собой окончательный приход весны.
Нельзя не отметить, что наши предки огромное значение отводили браку и созданию семьи. И в такой веселой и непринужденной атмосфере праздника родственники будущих жениха и невесты знакомились между собой и обсуждали совместные планы относительно предстоящей свадьбы.
На съездках холостой парень мог пригласить понравившуюся девушку в сани. Он должен был вежливо обратиться к ней: «Прошу прокатиться!» Если девушка садилась в сани, то в знак благодарности должна была поблагодарить парня после катания поцелуем. Если она не соблюдала этого правила, молодежь «замораживала» санки, то есть не разрешала встать с них до тех пор, пока парень и девушка не поцелуются.
Ближе к вечеру все родственники и знакомые собирались за праздничными застольями, на которые приглашали друг друга заранее. Для зазывания гостей произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!»
Столы накрывались с учетом масленичной специфики – множество сладостей, отсутствие мяса, и, безусловно, главное блюдо — блины, которые подавались в различных исполнениях и с разными начинками.
Автор: Алена Скворцова
Источник: 360tv.ru