Празднование индуистского фестиваля огней приходится ежегодно на октябрь или ноябрь и продолжается пять дней. Слово «Дивали» в переводе с санскрита означает «огненная гроздь». Индусы часто называют этот праздник также «Дипавали», что означает «огненный дождь»։ символизирует праздник победу света над тьмой, добра над злом.
Местные жители обычно связывают этот праздник с правлением короля Рамы: его мудрое правление ознаменовало избавление от духовного мрака. Все пять дней празднования дома, магазины и улицы украшают фонарями и свечами. На воду в реках и озерах опускают тысячи лодочек с огнем: каждую ночь миллионы огней озаряют небо, сушу и воду Индии. Зажигаемые огни символизируют возвращение человечества из тьмы к свету.
Обычно во всех районах и городах Индии праздник посвящают супруге бога Вишну — богине богатства и плодородия Лакшми. Принято тщательно убирать дома и зажигать множество лампочек и светильников, так как богиня не любит темноты, а во время молитвы ей подносят чаши с молоком, куда опущены монеты.
На Юге Индии принято смазывать себя кокосовым маслом, поскольку эта церемония считается равной омовению в реке Ганге. Считается, что таким образом индусы очищаются от злых духов и темных сил. А на Востоке Индии празднование посвящается черной богине Кали, которая олицетворяет культ силы. Ей десять дней возносятся молитвы, а потом ее изображения топят в реке.
Обычно Дивали празднуют на протяжении пяти дней: первый день Дхантерас (Dhanteras) связывают с явлением бога-целителя Дханвантари, поэтому в этот день принято молиться о здоровье и процветании; второй день Нарака Чатурдаши (Naraka Chaturdashi) посвящен убийству сеявшего хаос демона Наракасуры Кришной и Сатьябхамой; третий день Лакшми Пуджа (Lakshmi Puja) посвящен явлению Лакшми во время пахтанья молочного океана. В честь него и бога Ганеши в эту ночь зажигают тысячи фонарей.
Четвертый день называется Говардхана-пуджа (Govardhan Puja) и посвящен отношениям между мужем и женой: в этот день жены кладут красную ткань тилак на лоб мужа и молятся над ним о его здоровье, богатстве и успехе. Паломники отправляются в храмы, а некоторые устремляются к горе Говардхан, чтобы совершить священное поклонение. В храмах Вриндавана, Матхуры и Говардхана в этот день проводится церемония аннакута. В каждом из них готовят огромное количество блюд, преподносят их божествам, а затем бесплатно раздают паломникам.
Число угощений порой достигает трех тысяч, поскольку некоторые храмы соревнуются между собой, какой из них приготовит и раздаст больше. Также в этот день во многих храмах и домах строят копию холма Говардхан. В качестве строительного материала используют съедобные вещи – как правило, рис и сладости.
В некоторых городах Индии обязательный элемент праздника – «расхищение» холма: основные церемонии закончены, местные жители, вооружившись большимисумками, набивают их рисом с холма и незаметно передают их женам, стоящим «на страже» у ворот. В атмосфере всеобщего веселья праздник продолжается до глубокой ночи.
Последний и пятый день праздника носит название Бхаубидж (Bhai Dooj) и посвящен отношениям братьев и сестер. В этот день принято ходить друг к другу в гости и дарить дорогие подарки. По легенде, в этот день река Ямуна оказывает почтение луне, как своему брату. В этот день братья приходят к своим сестрам в гости и дарят им подарки, традиционно – одежду и сладости, а сестры угощают братьев праздничным обедом или ужином и при помощи особой церемонии передают им свои благословения, свои женские шакти-силы.
Хотя Дивали празднуют по-разному, а за фестивалем стоит множество легенд, смысл праздника в победе света и знания над тьмой и невежеством. Праздник принято отмечать не только в Индии, но и в других странах Юго-Восточной Азии — Сингапуре, Малайзии, Мьянме, Шри-Ланке и во многих других. Туристы могут попробовать индийские традиционные блюда, увидеть фестиваль огней и посетить уличные выступления фольклорных индийских песен и танцев.
В 2019 Дивали (или Дипавали) встретят в Индии с 25 по 29 октября. Главный день фестиваля приходится на 27 октября.
Источник: www.votpusk.ru