Имя Валерия Легасова навсегда вошло в историю отечественной и мировой науки как выдающегося ядерного химика, академика, одного из руководителей Курчатовского атомного института. Но более всего он известен как один из организаторов и непосредственных исполнителей работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где он находился с первых дней после этой страшной катастрофы. А затем выступал как инициатор новой концепции безопасного развития человечества и недопущения подобных событий в будущем.
Валерий Алексеевич Легасов родился 1 сентября 1936 года в Туле, в семье служащих. В 1954 году окончил с золотой медалью московскую среднюю школу № 56 (сегодня носящую его имя) и поступил на физико-химический факультет Московского химико-технологического института (МХТИ) имени Д.И. Менделеева, который готовил специалистов, главным образом исследователей, для работы в области атомной промышленности.
После получения диплома в 1961 году Валерий уехал работать в Сибирь, где участвовал в пуске и работе одного из радиохимических заводов Томской области. Но вскоре вернулся в Москву и продолжил обучение – в 1964 году закончил аспирантуру при институте атомной энергии им. И.В. Курчатова, защитил кандидатскую диссертацию. В 1972 году после защиты докторской диссертации Легасов был назначен заместителем директора Института атомной энергии им. И.В. Курчатова по научной работе, а с 1983 года и до конца своей жизни он занимал пост первого заместителя директора данного института.
Ещё в 1976 году за успехи в создании нового направления химической науки и технологии – синтеза соединений благородных газов – он был удостоен Государственной премии СССР. В 1981 году избран действительным членом Академии наук СССР, а в 1984 году за цикл работ по изучению применения соединений благородных газов и других фторсодержащих соединений в специальных областях науки и техники стал лауреатом Ленинской премии.
Также в 1978-1983 годах Легасов был профессором МФТИ, а с 1983 года и до момента ухода из жизни работал на химическом факультете МГУ, заведовал кафедрой радиохимии и химической технологии.
Научные интересы Валерия Алексеевича – учёного с мировым именем – касались области использования ядерно-физических и плазменных методов для синтеза и исследования свойств новых соединений с элементами в аномально высоких окислительных состояниях; ядерной и плазменной технологий; энергосберегающей технологии и водородной энергетики.
Под его руководством была создана научная школа в новейшем разделе неорганической химии – химии благородных газов, и впервые в СССР организованы широкие исследования в данной области. Эти исследования позволили использовать новые вещества в химическом синтезе и для анализа минерального сырья. Результаты этих работ в мировой науке определяются как эффект Н.Бартлетта − В.Легасова.
Но не менее важным направлением деятельности академика была концепция безопасности человечества в развивающемся технологичном мире. Он считал, что техногенные катастрофы, в результате которых гибнет огромное количество людей, – это трагический симптом современного общества, поэтому он говорил о необходимости сформулировать новые критерии безопасности и иметь современную методологию её обеспечения.
Ещё в 1970-е годы Валерий Алексеевич одним из первых учёных утверждал, что «…система знаний о закономерностях в состояниях защищенности человека и окружающей среды от опасностей, сопутствующих развитию цивилизации, должна стать самостоятельной научной дисциплиной».
И данному направлению он уделял много внимания, понимая, какие последствия могут иметь техногенные катастрофы, ведь в институте он курировал вопросы атомных электростанций и атомной энергетики в целом, включая оборонные аспекты.
Поэтому не удивительно, что с первых минут после аварии на Чернобыльской АЭС Легасов был назначен членом правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии. В тот же день, 26 апреля 1986 года, он вылетел на место происшествия и активно включился в работу.
Валерий Алексеевич принимал ряд важнейших решений по предотвращению дальнейших взрывов, информировал правительство, прессу и коллег о ситуации в зоне аварии, о рисках и состоянии разрушенной станции, а также настаивал на немедленной полной эвакуации города Припять. Именно он предложил состав смеси, которой был засыпан горящий реактор, благодаря чему значительно снизился риск неблагоприятных последствий.
В первые дни после аварии он ежедневно поднимался на вертолете над реактором по 5-6 раз. Видел последствия… И именно тогда Легасов стал активным сторонником полной информированности населения об особенностях АЭС, об уровнях радиации, опасных и безопасных для человека, о необходимости медицинского контроля, необходимости массового производства индивидуальных дозиметров и т.п. Вот тогда и стало оформляться направление его работ, связанное с техногенными проблемами и концепцией безопасности, которым он уделил большое внимание в оставшийся период жизни.
Надо сказать, что появившись на месте катастрофы одним из первых, Валерий Алексеевич проработал в Чернобыле в общей сложности четыре месяца – вместо допустимых 2-3 недель. Что, конечно же, не могло не сказаться на его здоровье. В конце концов, врачи вынудили учёного вернуться в Москву. Но уже в конце августа 1986 года Легасов выступал в Вене на специальном совещании МАГАТЭ с докладом «Анализ причин аварии на Чернобыльской АЭС и ликвидация ее последствий».
Пятичасовой доклад академика, как отметило совещание, по своей откровенности «превзошел все ожидания», но и стал поворотным пунктом в его карьере в СССР. Ведь причиной аварии, по убеждению учёного, стали не только ошибки при строительстве и эксплуатации конкретно чернобыльского реактора, но и всего развития советской атомной индустрии начиная с конца 50-х – начала 60-х годов 20 века.
Позднее Легасов четко сформулировал свои идеи о принципах безопасности ядерной энергетики. А в 1975 году в Курчатовском институте именно по инициативе Валерия Алексеевича была создана «Лаборатория мер безопасности» для изучения открытых проблем безопасности топливного ядерного цикла и различных аспектов экологии. К этому времени имя академика, как выдающегося учёного, грамотного организатора, было уже хорошо известно и в научных, и в промышленных кругах. И не только в СССР.
Однако выступления на заседании МАГАТЭ ему «не простили»… В 1987 году при тайном голосовании Легасова не избрали в научно-технический совет. В 1986-1987 годах его дважды выдвигали на звание Героя Социалистического Труда, но так и не наградили. По распространённой версии – из списка награждаемых его вычеркнул М.С. Горбачёв.
27 апреля 1988 года, после второй годовщины Чернобыльской аварии, Валерий Алексеевич Легасов был найден мёртвым у себя в московской квартире, повешенным. По официальной версии – это было самоубийство. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Сохранилась диктофонная запись, которую академик сделал перед самой смертью, где он рассказывает о малоизвестных фактах, касающихся катастрофы (по некоторым данным, часть послания была кем-то умышленно стёрта). Позднее по материалам этих записей компания «Би-би-Си» сняла фильм «Пережить катастрофу: Чернобыльская ядерная катастрофа» (англ. Surviving Disaster: Chernobyl Nuclear Disaster).
В сентябре 1996 года Указом Президент России Бориса Ельцина академику Легасову посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации за «отвагу и героизм, проявленные во время ликвидации Чернобыльской аварии».
Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности учредила памятную медаль академика В.А. Легасова, которая присуждается за научные и практические достижения в обеспечении радиационной безопасности. При жизни Валерий Алексеевич был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями и именным оружием.
Источник: www.calend.ru