В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» работает выставка, посвященная Екатерининскому корпусу дворца Монплезир в Петергофе, Александру I и искусству александровского ампира.
Для музея-заповедника «Царицыно» выставка «Екатерининский корпус Монплезира. Путешествие из Петергофа в Царицыно» стала достойным продолжением темы «музейных гастролей».
Один из любимых царицынских жанров на этот раз приобрел необычный формат: в залы Большого дворца переселилась вся коллекция музея Екатерининского корпуса Монплезира Государственного музея-заповедника «Петергоф». И Царицыно, таким образом, на два года превращается в то единственное место, где можно будет увидеть собрание одного из петергофских дворцов-музеев.
Выставка, как и сам музей Екатерининского корпуса, посвящена в первую очередь Александру I и искусству его эпохи, отраженному в предметах мебели и художественного убранства, характерных для интерьеров первой четверти XIX века.
Ведь именно при этом императоре помещения небольшого растреллиевского дворца претерпели последние преобразования и были окончательно оформлены в стиле александровского ампира. Однако в названии корпуса сохранилась память не об Александре I и даже не о заказавшей постройку Елизавете Петровне, а о Екатерине II.
Она жила здесь в течение 15 лет в качестве жены наследника престола и отсюда начался ее путь к российскому престолу, когда в 1762 году она отправилась в Петербург, чтобы возглавить заговор против мужа, а через день вернуться в сопровождении гвардейцев уже императрицей. Символично, что выставка, продолжающая ключевую для Царицына тему истории императорской династии, открывается в год 290-летия со дня рождения Екатерины II.
Посетители выставки познакомятся с историей этого небольшого дворца и его владельцев, увидят интерьеры в стиле александровского ампира – кабинет, опочивальню, приемную, гостиные комнаты. Одноэтажное здание Екатерининского корпуса «в 10-ти покоях и в среднем апартамент» было построено для императрицы Елизаветы Петровны в 1747-1748 годах архитектором Ф. Б. Растрелли. Небольшой дворец, названный «Каменный корпус» и оформленный в стиле барокко, предназначался для проведения балов и приемов.
В 1785-1786 годах по «высочайшему повелению» императрицы Екатерины II первоначальная растреллиевская отделка интерьеров была изменена архитектором Дж. Кваренги, декорировавшим залы дворца в стиле классицизма. Последний этап преобразований связан с именем императора Александра I и важными событиями его царствования.
Победа над Францией создала благоприятную почву для расцвета русского ампира. В это время в интерьерах дворца появляются ампирные росписи воинственного характера в духе искусства могущественной Римской империи. В кабинете Александра I хранятся памятные предметы, связанные с Отечественной войной 1812 года.
В 1984 году в Екатерининском корпусе, разрушенном в годы Второй Мировой войны и восстановленном усилиями архитекторов, реставраторов и музейных сотрудников, открылся музей, посвященный императору Александру I и искусству конца XVIII – первой четверти XIX в. В парадных залах дворца воссозданы характерные интерьеры эпохи ампир – Кабинет, Опочивальня, Приемная, Гостиные комнаты.
Музей Екатерининского корпуса обладает первоклассным собранием русской мебели из тополя, карельской берёзы и красного дерева, изготовленной по эскизам К. И. Росси, А. Н. Воронихина, В. П. Стасова, Л. Руска. Коллекция декоративной бронзы включает в себя произведения выдающихся французских мастеров: П. Ф. Томира, П. В. Ледюра, А. Раврио, Л. Ленуара-Раврио. Гордость Екатерининского корпуса – знаменитый парадный Гурьевский сервиз. Изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, он насчитывал около 5000 предметов и использовался лишь в особо торжественных случаях.
В этом году музей Екатерининский корпус закрылся на реставрацию, которая продлится до 2021 года. И все это время его коллекция будет гостить в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно».
Выставка охватывает период в два с половиной века, в течение которых сменялись поколения российский императоров, стили в архитектуре, живописи и музыке. Чтобы все это многообразие стало близко и понятно каждому посетителю музея, в «Царицыне» откроется «Петербургский салон». В рамках проекта прямо внутри экспозиции будут проходить камерные встречи с историками, искусствоведами и музыкантами.
Все участники «Петербургского салона» не только станут слушателями камерных концертов, лекций и творческих дискуссий, но и гостями выставки, оказавшись в музее уже после его закрытия. Начало всех встреч и концертов в 19:00.
Участие в «Петербургском салоне» — по входному билету в музей.
Кураторы выставки:
- Е.Я. Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»
- О.С. Кислицына, хранитель музейных предметов фонда «Мебель фондового отдела» ГМЗ «Петергоф»
- Л.А. Маркина, заведующая отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галерeи
- Дизайнер выставки – Юлия Наполова
Источник: tsaritsyno-museum.ru