Когда была реконструкция крыши майдановского клуба, то на чердаке был найден старый поломанный стул, необычной формы. Состояние его было очень плачевным, но его светский характер прослеживался в каждой детали.
При тщательном осмотре деталей я обнаружил остатки старинной этикетки, а также рукописную надпись на дереве. Интерес усилился, просмотрев Интернет и материалы в Центральной районной библиотеке, я нашел интересные сведения о мебельных мастерах Якобе и Йозефе Конъ.
Фирма, основанная во второй половине XIX века в Австро-Венгрии Якобом Коном и его сыном Йозефом по выделке гнутой венской мебели была очень известной. История фирмы отражена в большом каталоге, а это 1600 иллюстраций предметов венской гнутой мебели поставлявшейся на мебельный рынок Царской России.
С самого начала девизом акционерного общества «Якоба и Йозефа Конъ» было латинское изречение «Semper Sursum» — «Быть на шаг впереди», и они полностью оправдывали свой девиз. К началу 20 века, в 1903 году, в юбилейном издании о самых достойных фирмах Австро-Венгенской империи огромная статья была посвящена фирме «Якоба и Йозефа Конъ», и лишь в ней, мельком, было упомянуто о Тонете.
Это говорит о том, насколько ценили эту фирму их современники. Да, несомненно, Михаил Тонет и его фирма «Братья Тонет» оставили большой след в истории мебельного искусства, но фирма «Я.& I. Конъ», хоть и позже пришла в производство гнутой венской мебели, всегда старалась придерживаться своего девиза — «Быть на шаг впереди».
Вряд ли мы без этого имели бы многомиллионные тиражи изделий венской гнутой мебели. На первой же фабрике Конов процесс гнутья бука занимал несколько минут, а не два часа, как у Тонета. Акционерное общество Якоба и Йосифа Кон» заслуживает большего внимания, хотя бы потому, что внедряло новые прогрессивные технологии в процесс гнутья букового дерева и привлекало в массовое производство мебели самых модных, молодых дизайнеров и архитекторов венского сецессиона – Иозефа Хоффмана,
Отто Вагнера, Адольфа Лооса, Коло Мозера, Густава Зигеля и др. Фирма «Конъ» являлась основным конкурентом фирмы «Братья Тонет» не только на рынке Европы, но и Америки, Африки, Азии и Индии.
Прочитав материал с сайтов, а также присмотрев мебельный каталог, восхитился творением мастеров мебельного дела. Я нашел в каталоге похожий стул из большого гарнитура, приблизительный возраст стула — это 125-130 лет.
А вот, как он попал на чердак клуба «Майдановский» история умалчивает. Это может быть и стул из бывшей усадьбы Нарышкиных, или просто был кем-то привезен, но перенес он много трудностей и наверно славы.
На нем есть остатки бирок описи, печати различных клейм, а также следы затушенных сигарет, сильных царапин и трещин. Самое удивительное, что спустя столько времени удалось, без поломок вывернуть все винты и разобрать его на все составляющие.
В настоящее время раритетный стул отреставрирован (отшлифован, заклеен и отлакирован) все оставшиеся наклейки и клейма сохранены, а находится он в музее фотостудии «Контраст», как экспонат и фотореквизит.
Василий Кузьмин, фото автора