За последние пять лет более 70 столичных школьников завоевали медали на олимпиадах мирового уровня. В начале мая Григорий Бобков из школы № 1589 стал абсолютным победителем XX Азиатской физической олимпиады. И это далеко не единственный выдающийся результат учеников столичных школ на интеллектуальных соревнованиях самого высокого уровня. В последние годы москвичи выигрывают на международных олимпиадах около половины наград сборной России.
С 2014 по 2018 год медали на международных олимпиадах завоевали более 70 московских школьников. Подавляющее большинство из них удостоились золота и серебра. Это ученики почти 30 школ, расположенных в разных районах столицы. В их числе лицей «Вторая школа», Специализированный учебно-научный центр — школа-интернат имени А.Н. Колмогорова МГУ имени М.В. Ломоносова, школы «Летово» и «Интеллектуал», школы № 499, 1303, 1557, 1589.
В прошлом году москвичи установили рекорд по количеству золотых наград, завоеванных на международных олимпиадах. На их счету 13 золотых, а также девять серебряных медалей (всего у российской сборной 38 наград). Школьники блестяще показали себя на состязаниях по математике, биологии, химии, физике, географии, информатике, астрономии и астрофизике, а также на Международной естественно-научной олимпиаде юниоров. Москва поощрила победителей и призеров внушительными премиями. Обладатели золотых медалей получили по одному миллиону рублей, серебряных — по 500 тысяч.
В сборную России ребят отбирают по итогам Всероссийской олимпиады школьников. Также учитывают их работу на разных сборах в течение года и результаты на других крупных олимпиадах. В этом году москвичи прекрасно показали себя на Всеросе. Сборная столицы побила свой прошлогодний рекорд и завоевала в финале олимпиады 943 диплома.
«Блестящий результат на заключительном этапе всероссийской олимпиады дает надежду, что москвичей в этом году в сборной будет много, что выступят они успешно и внесут достойный вклад в победу российской команды на международном уровне», — рассказал директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.
По его мнению, успехи москвичей последних лет объясняются переходом к системе раскрытия таланта каждого ребенка еще на школьном этапе олимпиад.
Подготовка чемпионов
«Я ездил на сборы, решал задачи, проходил тесты, участвовал в российских соревнованиях, — рассказывает о процессе подготовки обладатель золотой медали Международной олимпиады по астрономии и астрофизике 2018 года Дамир Гасымов. — Я бы не сказал, что сама международная олимпиада — это способ узнать что-то новое. Как и любое соревнование, это скорее проверка навыков, которые ты смог наработать во время подготовки. И речь не только о теории — важна и скорость мышления, и аккуратность при выполнении задач».
По его словам, перед финальными сборами, на которых формируется команда страны, он и другие претенденты на место в команде занимались на базе московского Центра педагогического мастерства.
«Международный уровень для тех, кто участвует в олимпиадах, — самая высокая ступень. Взять золото здесь — достойный результат, — уверен золотой медалист Международной математической олимпиады 2018 года Артур Герасименко. — Как готовятся к таким олимпиадам? В целом одинаково — решают задачи. А дальше у каждого своя стратегия. В Москве тренировки проводит Центр педагогического мастерства. Еще можно ездить на сборы, на олимпиады уровнем ниже. В общем, нужно много практики».
Участие в международных олимпиадах можно сравнить со спортом высоких достижений. Ребята ездят на сборы, занимаются по много часов ежедневно, и каждый из них достиг очень высокого уровня знания того или иного предмета. Некоторые школы даже создают для олимпийцев индивидуальный план обучения. Как, например, школа № 1589.
«График подготовки к международным олимпиадам очень плотный. Так, начиная с января ребята особенно сильно заняты в связи с поездками на тренировочные олимпиады в Казахстан, Румынию, сборами по физике, участием в региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников, в Азиатской физической олимпиаде.
Учебный процесс организован школой таким образом, чтобы ребята не беспокоились по поводу текущих оценок, промежуточной аттестации и подготовки к государственной аттестации по обязательным предметам: по приезде старшеклассников с олимпиад и сборов учителя-предметники разбирают с ними задания в индивидуальном порядке», — рассказал преподаватель физики школы № 1589 и тренер национальной сборной Виталий Шевченко.
«Чтобы достойно конкурировать на олимпиадах, действительно нужно заниматься постоянно. Это, кстати, позволит потом успешно учиться в вузе и получать хорошие научные результаты. Многие победители международных олимпиад стали яркими учеными», — отметил Иван Ященко.
Впереди — сезон-2019
В этом году московские школьники могут отправиться на восемь международных олимпиад, если попадут в сборную России. Это состязания по физике, математике, биологии, химии, географии, астрономии и астрофизике, информатике, а также Международная естественно-научная олимпиада юниоров.
Сезон международных интеллектуальных состязаний стартует в июле с Международной физической олимпиады в Израиле и продолжится до конца года. География предстоящих соревнований, как всегда, обширна: Израиль, Венгрия, Великобритания, Катар, Азербайджан, Гонконг, Франция.
Что касается наград, то члены сборных России, награжденные золотой медалью, могут рассчитывать и на федеральные гранты (по одному миллиону рублей каждый). Награда за серебряную медаль — 500 тысяч рублей, за бронзовую — 250 тысяч рублей.
Источник: www.mos.ru